Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Хазария;
  • Хазарский каганат
    нажатий:2475
  • | Сайт, библиотека | Хазария | Взрослая аудитория
    http://hagahan.narod.ru/
    Белые пятна Хазарского Каганата. Хронология хазар

  • Хазарский каганат
    нажатий:2354
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Школьники
    http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/Middle/Xaz_kag.htm
    Хазарский каганат образовался в прикаспийских степях в первой трети VII века. Остатки могущественного тюркского рода Ашина осели у близких им в этническом отношении хазар, положив начало правящей династии. Этим они поставили новое государственное образование во враждебные отношения и с тюрками, и с болгарами. Ослабление Великой Болгарии открыло хазарам возможность подчинить ее своей власти. Орда Батбая, старшего сына Кубрата, покорилась кагану. Этническая и языковая близость болгар и хазар привела к быстрому слиянию их в единый, достаточно монолитный союз, который стал основой раннефеодального государства. Во главе его стоял каган. Он принадлежал всегда к правящему роду Ашина. По крайней мере с VIII в. власть передавалась по прямой линии - от отца к сыну, что, как правило, свидетельствует об установившихся государственных традициях и крепкой центральной власти.

    Александр Тортика
  • Хазароведение в современной иудаике: к постановке проблемы
    нажатий:2217
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://judaica.kiev.ua/old/Conference/conf2004/03-2004.htm
    Очевидно, что проблема создания научной концепции, позволяющей понять и объяснить историю Хазарского каганата, ставится далеко не впервые. Начиная с работ Иоганна Буксторфа младшего и В.В. Григорьева *, можно говорить о формулировке различных гипотез, применимых к этому историческому явлению. К настоящему времени сложился пестрый набор различных точек зрения на хазарскую историю: полярно противоположных и компромиссных, положительно или отрицательно оценивающих роль Хазарского каганата в раннесредневековой истории Восточной Европы, научно обоснованных и эмоциональных. Генеральную линию развития хазароведения, отличающуюся академизмом и научной добросовестностью, определяют, конечно же, работы таких авторов, как М.И. Артамонов [Артамонов, 1962], А.В. Гадло [Гадло, 1979], Б.Н. Заходер [Заходер, 1962], А.П. Новосельцев [Новосельцев, 1990], С.А. Плетнева [Плетнева, 1967; 1976; 1989; 1996; 1999 и т. д.] и т. д. В то же время следует отметить, что, несмотря на уже более чем трехсотлетнюю историю изучения проблемы, количество мнений, оценок и гипотез продолжает постоянно увеличиваться. Их предварительный анализ показывает, что одним из основных дискуссионных моментов в трактовке истории Хазарского каганата является вопрос о принятии иудаизма хазарами, о наличии в каганате еврейского населения и его роли в экономике и политической жизни государства. В зависимости от решения этого вопроса или параллельно с ним рассматриваются проблемы, связанные с изучением социально-политической структуры каганата, его экономики, причин упадка и гибели этого государственного образования. Исходя из этих же моментов, ставится проблема культурного влияния Хазарского каганата на жителей подчиненных и соседних территорий, оценивается характер и последствия контактов населения каганата с другими народами Восточной Европы.

    Алексей Целиковский
  • Хазарский костюм VII-X вв.
    нажатий:2130
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://www.dom-np.narod.ru/rekon/rhazar.htm
    Находки целых форм одежд, изготовленных из холщовых, шелковых и шерстяных тканей, головных уборов из кожи, тканей и меха и кожаной обуви фиксируются в могильниках Северного Кавказа с VII в. Это время совпадает с оформлением на широкой территории от Каспия до Черного моря могущественного государственного объединения — Хазарского каганата. Однако в советской исторической науке хазарский вопрос долгое время был под идеологическим запретом [Доде, 1996]. На сегодняшний день целый ряд памятников в Дагестане и Центральном Предкавказье археологи связывают с хазарской культурой: Чир-Юртовский комплекс, богатые захоронения в склепах у городища Тарки, Андрей-аульское городище [Магомедов, 1983], Агачкалинский могильник [Смирнов, 1951], Хумаринское городище, где были обнаружены рунические письмена [Биджиев, 1983], поселение Кольцо-гора у г. Кисловодска [Кузнецов, 1992]. В обобщающей монографии С.А.Плетневой приведены памятники хазарского круга на Дону, в Крыму, степном Приднепровье, степях Поволжья и Прикаспия, а также в предгорьях и равнинах Северного Кавказа — землях, составлявших в VII-IX вв. владения каганата [Плетнева, 1999].

    Норман Голб, Омельян Прицак
  • ХАЗАРСКО-ЕВРЕЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ X ВЕКА
    нажатий:2077
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chaz_evr_dok_X/index.htm
    Эта работа — результат сотрудничества, начавшегося почти два десятилетия назад, которое, как мы надеемся, продолжится и в будущем. История хазар и их обращение в иудаизм стали предметом интереса, постоянно растущего по мере того, как совершались новые открытия и публиковались новые труды. В начале нашей деятельности мы пришли к выводу, что источники по хазарской истории, особенно рукописи, заслуживают нового исследования. Настоящая работа является только шагом в этом направлении. До сих пор в английских и американских публикациях не было предпринято попытки перепроверить и уточнить чтение основного еврейского манускрипта, содержащего сведения относительно хазар, а также сделать его научный перевод на английский язык. Сверх того, первый из текстов, рассмотренных в этой работе, прежде не публиковался. Открытый в 1962 г. среди фрагментов Каирской генизы (Гениза — хранилище ветхих рукописей, уничтожение которых запрещено еврейской традицией. Крупнейшее их собрание происходит из Каирской генизы при синагоге Эзра в Фустате (Старый Каир). Часть рукописей, попавших в коллекцию А. Фирковича, хранится в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге; около половины рукописей (примерно 100 тыс. манускриптов), в том числе публикуемые в этой книге, приобрел для университетской библиотеки в Кембридже С. Шехтер.) (Комментарии, выделенные красным цветом принадлежат В.Я. Петрухину — Ingvar.), хранящихся в Кембриджской университетской библиотеке, он является в некотором отношении наиболее ценным средневековым текстом, относящимся к истории хазар. В отличие от других еврейских рукописей и от других известных средневековых источников, содержащих сведения об этом народе, данный манускрипт является автографом, документом подлинным — а не поздней копией — и явно написанным хазарскими евреями, проживавшими в Киеве в первой половине X в. (О датировке этой рукописи см. подробнее ниже. С. 17 и сл. и комментарий.) Помимо того, что Киевское письмо — древнейший оригинальный текст, содержащий ссылку на этот важный город, оно написано на превосходном еврейском языке. Подписано оно евреями, носящими хазарские имена, и содержит приписку на хазарском языке, написанную тюркскими рунами. Все эти обстоятельства придают документу ни с чем не сравнимую ценность. Они опровергают широко [11] распространенное убеждение (у некоторых, только подозрение), что все уже известные еврейские источники, описывающие иудаизацию хазар, являются подделками или невероятной выдумкой. Этот документ делает также весьма сомнительным мнение, которого упорно придерживаются многие авторы, что даже если иудаизация хазар и является подлинным историческим фактом, она была ограничена только царским двором и некоторыми представителями аристократии. Авторы письма, носящие как хазарские, так и еврейские имена, идентифицируют себя с представителями еврейской общины Киева. Этот факт устраняет необходимость поисков доказательств со стороны тех, кто защищал аутентичность известной до того хазарско-еврейской переписки. Переписка эта говорит об успешной прозелитической деятельности в Хазарии, охватывающей, вероятно, широкие круги городского населения. Доказательства должны искать теперь сторонники противоположных взглядов. Эти взгляды до сих пор не были

    Дуглас Данлоп
  • История хазар-иудеев. Религия высших кланов
    нажатий:2043
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://flibusta.is/b/439154/read
    Книга посвящена истории хазар – таинственного кочевого народа, чье могущество было огромным, территория располагалась между нижним течением Волги и северными склонами Кавказа, простираясь до Азовского моря, а в IX веке даже еще дальше на запад – до Киева и среднего течения Днепра, и который позже исчез без следа. Рассмотрены истоки хазар, их возможные связи с персами до ислама, контакты в разное время между хазарами и греками, войны с арабами, обращение хазар в иудаизм, связи хазар и русов и, наконец, крах и исчезновение хазарского государства. Рассказано о поисках следов хазар далеко на западе – в Дании и на востоке – в Китае, а также о том, что помимо иудаизма – это установленный факт – хазары также, вероятно, в разные времена принимали буддизм и христианство.

    Анатолий Новосельцев
  • Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа
    нажатий:2011
  • | Книга | Хазария | Студенты
    http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap01.htm
    Книга историка Новосельцева об истории Хазарского каганата. В книге приводится библиография и подробный очерк источников, подробно освещается эконимоческая, социальная и религиозная жизнь хазар, а так же - взаимоотношения каганата с окружающими странами и народами.

    Владимир ПЕТРУХИН
  • ХАЗАРЫ. РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ
    нажатий:1997
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://sarkel.ru/istoriya/hazary_realnost_i_mify_petruhin_vya/
    Возникновение и развитие Хазарского каганата является одним из интереснейших моментов в истории человечества. Принятие же хазарами иудаизма на государственном уровне практически беспрецедентно. Естественно, что время породило массу историй и легенд об этом удивительном народе. Чтобы разобраться, где же здесь правда, а где вымысел, мы обратились к доктору исторических наук, сотруднику Института славяноведения РАН, хазароведу, профессору Владимиру ПЕТРУХИНУ.

    С. А. Плетнева
  • Хазары
    нажатий:1960
  • | Книга | Хазария | Студенты
    http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm
    Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья — Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья. Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в. в ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели. С. А. Плетнева — археолог, доктор исторических наук, заведующая сектором славяно-русской археологии Института археологии АН СССР, автор нескольких монографий по средневековой истории и культуре южных соседей Руси — степных кочевников («От кочевий к городам». М., 1967; «Древности Черных Клобуков». М., 1972; «Половецкие каменные изваяния». М., 1974) и ряда научных статей.

    А.А. Астайкин
  • Библиография по истории Хазарии
    нажатий:1935
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0600.htm
    Библиография по истории Хазарии

    С. А. Плетнева
  • Хазары
    нажатий:1898
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Pletneva/_Index.php
    Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья — Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья. Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в. в ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели. С. А. Плетнева — археолог, доктор исторических наук, заведующая сектором славяно-русской археологии Института археологии АН СССР, автор нескольких монографий по средневековой истории и культуре южных соседей Руси — степных кочевников («От кочевий к городам». М., 1967; «Древности Черных Клобуков». М., 1972; «Половецкие каменные изваяния». М., 1974) и ряда научных статей.

    Анатолий Новосельцев
  • ХАЗАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа
    нажатий:1868
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.kulichki.com/~gumilev/NAP/nap01.htm
    Книга историка Новосельцева об истории Хазарского каганата. В книге приводится библиография и подробный очерк источников, подробно освещается эконимоческая, социальная и религиозная жизнь хазар, а так же - взаимоотношения каганата с окружающими странами и народами.

  • Краткая редакция ответа Иосифа,
    нажатий:1857
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0503.htm
    ОТВЕТНОЕ ПИСЬМО ХАЗАРСКОГО ЦАРЯ ИОСИФА

  • ХАЗАРИЯ
    нажатий:1852
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://library.by/shpargalka/belarus/006/522.htm
    История хазар и их обращение в иудаизм стали предметом интереса, постоянно растущего по мере того, как совершались новые открытия и публиковались новые труды. В английских и американских публикациях не были предприняты попытки перепроверить и уточнить чтение основного еврейского манускрипта, содержащего сведения относительно хазар, а также сделать его научный перевод на английский язык. Первый из текстов, рассмотренных в этой работе, прежде не публиковался. Открытый в 1962 г среди фрагментов Каирской генизы, хранящихся в библиотеке Кембриджского университета, он является в некотором отношении наиболее ценным средневековым текстом, относящимся к истории хазар. В отличии от других известных средневековых источников, содержащих сведения об этом народе, данный манускрипт является автографом, документом подлинным - а не поздней копией – и явно написанным хазарскими евреями, проживавшими в Киеве в первой половине Х века. Помимо того, что Киевское письмо – древнейший оригинальный текст, содержащий ссылку на это важный город, оно написано на превосходном еврейском языке. Подписано оно евреями, носящими хазарские имена, и содержит приписку на хазарском языке, написанную тюркскими рунами.

  • ПИСЬМО ЕВРЕЙСКОГО САНОВНИКА ХАСДАЯ ИБН ШАФРУТА К ХАЗАРСКОМУ ЦАРЮ ИОСИФУ
    нажатий:1844
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0502.htm
    ПИСЬМО ЕВРЕЙСКОГО САНОВНИКА ХАСДАЯ ИБН ШАФРУТА К ХАЗАРСКОМУ ЦАРЮ ИОСИФУ

  • ХРОНИКА ХАЗАР
    нажатий:1830
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Студенты
    http://www.hrono.ru/hzr.html
    ХРОНИКА ХАЗАР, 256-1229

    М.И. Артамонов
  • Хазары и тюрки. Часть 1
    нажатий:1823
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0201.htm
    Первые сведения о хазарах в византийских источниках относятся ко времени войны Ираклия с Персией, когда хазары выступили союзниками Византийской империи. Надеясь возвратить захваченную персами Армению и проникнуть в центр персидских владений, император Ираклий в 623-624 гг. перенес войну в Закавказье и здесь принимал все меры к тому, чтобы увеличить свои силы присоединением кавказских христиан. Оттесненный от персидской границы и покинутый кавказскими союзниками, Ираклий искал новых союзников, с помощью которых можно было бы поправить дело, и нашел их в лице хазар. По одной версии, хазарский каган, явившийся с войском в окрестности Тбилиси (Тифлиса), где находился тогда император, имел с последним свидание и, получив щедрые подарки, оставил в помощь ему сорокатысячное войско под предводительством Зиевила (Зигевила), который, по словам Феофана, был вторым человеком после кагана. По другой версии, переговоры с императором вел именно Зиевил, и он же оставил вспомогательное войско во главе со своим сыном. Хазары оказали существенную поддержку византийской армии. В 631 г. император отправил к кагану свою дочь Евдокию в жены, что было обусловлено договором с хазарами, но так как каган к этому времени умер, то Евдокия была возвращена с пути

    Александр Грищенко
  • К вопросу об истоках антииудейской полемики «Палеи толковой»
    нажатий:1795
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://mamif.org/paleja.htm
    В 2002 г. вторым изданием после 1892 г. вышел памятник древнерусской литературы «Палея Толковая» (или «Палея толковая на иудея») [XI], «великая книга», по определению акад. Д.С. Лихачёва. «Палея» является фундаментальным богословско-научным трактатом, причём собственно русского, а не переводного происхождения, энциклопедией древнерусской книжности, композиционно выстроенной как комментарий к Ветхому Завету. Особое место в «Палее Толковой» занимает антииудейская полемика: это чуть ли не основная причина создания памятника, основной пафос его — обличить «жидовина» с позиций православия. Однако истоки столь яростного обличения не совсем понятны, нет и достоверной датировки памятника. Интерес к точному времени написания «Палеи» проявляли и проявляют не только русисты-медиевисты, но и гебраисты, т.к. общепризнано, что «Палея» является ответом на неизвестное пока мессианское движение среди иудеев Восточной Европы.

    А.В. Комар, О.В. Сухобоков
  • Вооружение и военное дело Хазарского каганата
    нажатий:1786
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://archaeology.kiev.ua/journal/020300/komar_sukhobokov.htm
    Выделившись из состава Западнотюркского каганата еще в начале VII в., Хазарский каганат сумел выстоять в борьбе с Сасанидским Ираном, Арабским халифатом, Византией, кочевыми ордами булгар, мадьяр, печенегов, гузов, кипчаков, но пал в 60-х гг. Х в. под ударами войск киевского князя Святослава, уступив своё место на политической арене молодой и агрессивной Руси1. Территория каганата охватывала огромный степной простор от Днепра до Заволжья, включая Крым, лесостепное Подонье и Подонечье, Северный Кавказ; хазарам подчинялись, уплачивая дань, волжские булгары, буртасы, венендеры, славянские племена северян и вятичей Подонья, анклав радимичей в верховьях Сейма и Псла; летопись также упоминает о дани «полян» (киевлян) хазарам (рис.1). Четкая внутренняя система налогообложения населения, эксплуатация путем данничества подвластных племен, контроль транзитной торговли на западной части Большого шелкового пути и посредническая торговля между странами Запада и Востока (преимущественно рабами и мехами) стали источниками развитой экономики Хазарии, которая обеспечивала военное могущество каганату и делала его основным фактором этнополитической стабильности на юго-востоке Европы с начала VII до середины Х в..

  • Кембриджский документ
    нажатий:1767
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0505.htm
    ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА

    Александр Кац
  • РУСЬ И ХАЗАРИИ
    нажатий:1766
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/matter/Article11.htm
    Александр Кац. "Евреи. Христианство. Россия" http://ok.zhitinsky.spb.ru/library/kaz/trakta11.htm -------------------------------------------------------------------------------- 1. РУСЬ И ХАЗАРИИ Пропустим несколько веков истории евреев, как не имеющих отношения к теме второй части нашего исследования: Россия и евреи. Этот раздел следует начать несколько издалека -- с истории не собственно России, а с истории Киевской Руси, граничащей с Хазарским каганатом. Возникновение Киевской Руси совпало во времени с гибелью Хазарии и являлось одной из главных причин ее конца. Этот отрезок истории представляет интерес как первое соприкосновение хазарского государственного иудаизма с тогда еще языческими племенами южных славян. Образование Хазарского каганата относится к середине VII века. Расцвет приходится на VIII -- IX века. Гибель произошла в 965 г. вследствие военного поражения от князя Святослава Игоревича. Хазария являлась самым крупным феодальным образованием в Восточной Европе, просуществовавшим около 300 лет. В период расцвета Хазария владела землями, простирающимися от заволжских степей до устья Дуная, и от Северного Кавказа до северной границы лесостепной зоны России. Что известно об истории канувших в Лету хазар? История любого этноса становится полноценной лишь тогда, когда она освещена глазами собственных вдумчивых и честных летописцев, бесстрастно изложивших свои наблюдения в назидание любознательным потомкам. Примером такой истории является история Рима и Греции. Римляне и греки признаны великими народами постольку, поскольку у них были великие историки, показавшие всем, как надо описывать жизнь своей страны. То, что известно об истории так называемых варварских народов, это, в сущности, ничтожная верхушка айсберга, включающая <<черепки и развалины>>, отрывочные записи посторонних свидетелей случайных и неточных по времени событий в неточном пересказе личностей, живших в последующие эпохи. И хотя эти <<черепки и развалины>> добываются археологами с превеликим трудом, вызывая каждый раз вполне понятные вспышки эмоций, следует с огорчением признать, что история <<неисторических>> народов фрагментарна, полна теней и неясностей. Она оставляет много возможностей для построения произвольных <<теорий>> увлекающимися учеными, по следам которых идут еще более увлекающиеся писатели.

    А.В. Комар
  • Ранние хазары в Северном Причерноморье (постановка проблемы)
    нажатий:1760
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://archaeology.kiev.ua/journal/030500/komar.htm
    Среди раннесередневековых комплексов, оставленных кочевым населением Северного Причерноморья, внимание исследователей чаще всего привлекают находки “перещепинского” круга. Причиной этого является не только богатство инвентаря, а также и дискуссионность основных вопросов интерпретации данных комплексов: от первичной - до хронологии, этнической и культурной принадлежности. После выхода же монографии Й. Вернера1 начали обсуждаться не только персональная принадлежность перещепинской находки вождю уногундуров Кубрату, но даже принадлежность вознесенского комплекса болгарскому хану Аспаруху2.

  • ОТВЕТНОЕ ПИСЬМО ХАЗАРСКОГО ЦАРЯ ИОСИФА
    нажатий:1715
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0504.htm
    Пространная редакция ответа Иосифа,

    Петр Ильинский
  • «Хазарская легенда» и её место в русской исторической памяти
    нажатий:1670
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer1/Ilyinsky1.htm
    Данная работа основывается на монографии автора «Долгий миг рождения. Опыт размышления над древнерусской историей VIII–Xвв.», посвященной истории зарождения Руси, ее культурной интерпретации и тем расхожим мнениям, которые в этой связи существуют в русском национальном сознании. Фрагмент книги (ныне выходящей в свет в издательстве РГГУ в Москве), посвященный русско-хазарским отношениям, их последующему изложению в популярной историографии и общественному значению, мы предлагаем вниманию читателей.

    Валерий Флёров
  • «Города» и «замки» Хазарского каганата
    нажатий:1667
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://flibusta.net/b/367246
    Термин «город» утвердился в археолого-исторической литературе при описании некоторых городищ Хазарского каганата. Насколько он обоснован материалами раскопок? B.C. Флёров приходит к отрицательному ответу: в Хазарском каганате городов не было.Решение проблемы автор нашёл в строгом рассмотрении археологического материала памятников каганата, претендующих на статус города. В общем виде программа исследований сформулирована так – город или что-то иное. Для Хазарии она может выполняться на основе планов поселений, типов построек, размеров фортификационных сооружений, наличия ремесленного производства.В книге исследуются также социально-экономические вопросы: о кочевании, развитии экономики, феодализме, степени централизации в каганате.

         ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20