Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Хазария;
  • Еврейско-хазарская переписка. ВСТУПЛЕНИЕ ИСААКА АКРИША
    нажатий:859
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0501.htm
    ВСТУПЛЕНИЕ ИСААКА АКРИША

    Анатолий Новосельцев
  • Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа
    нажатий:854
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Студенты
    http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/N/NovoselcevAP/haz/index.html
    Книга историка Новосельцева об истории Хазарского каганата. В книге приводится библиография и подробный очерк источников, подробно освещается эконимоческая, социальная и религиозная жизнь хазар, а так же - взаимоотношения каганата с окружающими странами и народами.

  • Киевское письмо - подлинный документ хазарских евреев Киева
    нажатий:849
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://www.traktat.ru/tr/referats/id.11518.html
    История хазар и их обращение в иудаизм стали предметом интереса, постоянно растущего по мере того, как совершались новые открытия и публиковались новые труды. В английских и американских публикациях не были предприняты попытки перепроверить и уточнить чтение основного еврейского манускрипта, содержащего сведения относительно хазар, а также сделать его научный перевод на английский язык. Первый из текстов, рассмотренных в этой работе, прежде не публиковался. Открытый в 1962 г среди фрагментов Каирской генизы, хранящихся в библиотеке Кембриджского университета, он является в некотором отношении наиболее ценным средневековым текстом, относящимся к истории хазар. В отличии от других известных средневековых источников, содержащих сведения об этом народе, данный манускрипт является автографом, документом подлинным - а не поздней копией - и явно написанным хазарскими евреями, проживавшими в Киеве в первой половине Х века. Помимо того, что Киевское письмо - древнейший оригинальный текст, содержащий ссылку на это важный город, оно написано на превосходном еврейском языке. Подписано оно евреями, носящими хазарские имена, и содержит приписку на хазарском языке, написанную тюркскими рунами.

    В. В. Майко
  • К вопросу о хазарах на Боспоре во второй половине X в.
    нажатий:838
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://annals.xlegio.ru/hazar/small/mayko.htm
    Проблема времени и причин ликвидации хазарского господства на Боспоре остается одной из ключевых при обосновании верхней хронологической даты существования и дальнейших судеб салтово-маяцкой культуры Крыма и раннесредневековой Таврики в целом. Историография этого вопроса, насчитывающая не одно десятилетие, рассматривалась в целом ряде работ, что избавляет от повторений. Фактически любой из исследователей, занимавшихся историей и археологией раннесредневекового Крыма, так или иначе сталкивался с этой проблемой. В последнее время указанным вопросом занимается А.И. Айбабин, выдвинувший в соавторстве с К. Цукерманом новаторскую концепцию. Разбору и анализу ее археологической, исторической и этнической сторон будет посвящена первая часть доклада. Во второй предлагается несколько иная точка зрения, уже частично опубликованная в литературе

    Александр Кац
  • Русь и Хазария
    нажатий:832
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://zhurnal.lib.ru/k/kac_a_s/rus.shtml
    Образование Хазарского каганата относится к средине YII века. Расцвет приходится на YIII-IX века. Гибель произошла в 965 г. вследствие военного поражения от князя Святослава Игоревича. Хазария являлась самым крупным феодальным образованием в Восточной Европе, просуществовавшим около 300 лет. В период расцвета Хазария владела землями, простирающимися от заволжских степей до устья Дуная, и от Северного Кавказа до северной границы лесостепной зоны России. Что известно об истории канувших в Лету хазар? История любого этноса становится полноценной лишь тогда, когда она освещена глазами собственных вдумчивых и честных летописцев, бесстрастно изложивших свои наблюдения в назидание любознательным потомкам. Примером такой истории является история Рима и Греции. Римляне и греки признаны великими народами постольку, поскольку у них были великие историки, показавшие всем, как надо описывать жизнь своей страны. То, что известно об истории так называемых варварских народов, это, в сущности, ничтожная верхушка айсберга, включающая "черепки и развалины", отрывочные записи посторонних свидетелей случайных и неточных по времени событий в неточном пересказе личностей, живших в последующие эпохи. И хотя эти "черепки и развалины" добываются археологами с превеликим трудом, вызывая каждый раз вполне понятные вспышки эмоций, следует с огорчением признать, что история "неисторических" народов фрагментарна, полна теней и неясностей. Она оставляет много возможностей для построения произвольных "теорий" увлекающимися учеными, по следам которых идут еще более увлекающиеся писатели. С собственными историками, скажем прямо, Хазарии не повезло. Известно лишь одно внутреннее свидетельство об устройстве Хазарии - это письмо царя (кагана) Иосифа некоему Хасдаю ибн-Шафруту, еврею и придворному кордовского халифа Абдаррахмана III, содержащее фрагментарные сведения о государственном устройстве, истории, обычаях и законах иудейского каганата. В письме Иосиф гордо именует себя "царем Тогармским" (евр. - тюркским), ведущим свой род от Тогармы, сына Иафета. Среди 10 сыновей Тогармы, которых перечисляет Иосиф, был Хазар, давший свое имя хазарскому этносу. Предки хазар были малочисленны, и "они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Божией прогнали их и заняли их страну. Те бежали, а они преследовали их, пока не принудили перейти через большую реку по имени Руна. До настоящего дня они расположены на реке Руна и поблизости от Куштантинии, а хазары заняли их страну" (1). Руна - это Дуна (Дунай), а Куштантиния - Черное море. В тексте идет речь о преследовании орды болгарского хана Аспаруха.

    А.М. Макаров
  • СОКРУШЕНИЕ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА СВЯТОСЛАВОМ
    нажатий:830
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://history.tuad.nsk.ru/Author/Russ/M/MakarovAM/makarov.htm
    Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м годам VI века, когда они как подчиненные участвуют в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х годов VI века хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая однако верховную власть Тюркского каганата. С крушением в 50-х годах VII века Западно-тюркского каганата, хазары обретают независимость. С этого времени и можно говорить о начале Хазарского каганата. Глава хазар объявил себя главой всех тюркских и кочевых племен Евразии, то есть каганом.

    С. А. Плетнева
  • Хазары
    нажатий:825
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.hrono.info/libris/lib_p/plet00.html
    Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья — Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья. Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в. в ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели. С. А. Плетнева — археолог, доктор исторических наук, заведующая сектором славяно-русской археологии Института археологии АН СССР, автор нескольких монографий по средневековой истории и культуре южных соседей Руси — степных кочевников («От кочевий к городам». М., 1967; «Древности Черных Клобуков». М., 1972; «Половецкие каменные изваяния». М., 1974) и ряда научных статей.

    Шломо Занд
  • Хазарский исход
    нажатий:817
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://magazines.russ.ru/sib/2009/6/za.html
    В середине X столетия нашей эры, в самый разгар золотого века испанского еврейства, Хасдай ибн Шафрут (Hasdai ibn Shaprut, 915-975), врач и политический деятель при дворе Кордовского халифа Абд эль-Рахмана III, отправил письмо хазарскому правителю Иосифу бен Аарону. Огромная иудейская империя, охватывавшая едва ли не всю восточную оконечность Европы, пользовалась столь широкой славой, что слухи о ней достигли Иберийского полуострова и вызвали живейший интерес у местной еврейской элиты. Ее любопытство было распалено до предела: неужели наконец-то появилось могучее иудейское царство, неподвластное ни мусульманам, ни христианам? После короткого вступительного стихотворения во славу хазарского правителя (акростиха, составленного Менахемом ибн Саруком, секретарем Хасдая и первым ивритоязычным поэтом Иберийского полуострова) Хасдай пишет несколько строк о себе, разумеется, как об одном из иерусалимских изгнанников, описывает царство, в котором живет, и лишь затем переходит к сути дела:

    В.В. Колода
  • Новые материалы к проблеме изучения славяно-хазарских отношений
    нажатий:804
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://archaeology.kiev.ua/journal/061101/koloda.htm
    Характерной чертой развития населения Днепро-Донского междуречья в конце I тыс. н. э. является наличие двух больших этнополитических объединений: восточных славян и Хазарского каганата. Первые представлены памятниками волынцевской, роменской и боршевской археологических культур, которые репрезентируют древности северянского и вятичского ( боршевцы ) союзов племен предгосударственного и раннегосударственного периода Киевской Руси. Хазарский каганат, представляющий из себя раннефеодальное государство, в состав которого входили разноэтнические группы населения: тюрко - болгары, угры, остатки ассимилированных иранцев, а также славяне, оставил после себя значительное количество памятников салтово-маяцкой археологической культуры. Все вышесказанное обусловливало значительную этническую пестроту указанного региона, особенно в районе среднего течения Северского Донца, который в указанное время был контактной зоной восточнославянского племени северян и населения Хазарии

    Анатолий Новосельцев
  • Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа
    нажатий:797
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.balkaria.info/library/n/novoselsev/hgvek.htm
    Книга историка Новосельцева об истории Хазарского каганата. В книге приводится библиография и подробный очерк источников, подробно освещается эконимоческая, социальная и религиозная жизнь хазар, а так же - взаимоотношения каганата с окружающими странами и народами.

    И. Г. Коновалова
  • Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения
    нажатий:791
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://www.krotov.info/history/10/944/konovalova.htm
    Изложенная точка зрения, по сути дела, не предполагает существования у Руси собственных интересов на Каспийском море и совершенно оставляет в стороне роль Хазарии, позицию которой, казалось бы, нельзя не учитывать, поскольку все походы русов на Каспий осуществлялись через ее территорию. В задачу настоящей статьи не входит опровергнуть утверждения о существовании связи между походами на Каспий и русско-византийскими отношениями. Нам прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что исследование русских походов на Каспий следует вести с учетом всего контекста международных отношений того времени, и привлечь внимание к гораздо менее разработанному аспекту этой проблемы — а именно к русско-хазарским отношениям в связи с каспийскими походами русов

  • ХАЗАРЫ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
    нажатий:787
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://we.crimea.be/content/view/1038/123/
    Хазарские племена не были кочевниками. Они издревле жили на территории современного Дагестана, на Тереке и Сулаке, а с III века распространились по всей береговой линии Каспийского моря и в низовьях Волги. Основным их занятием было скотоводство и рыбная ловля. Со второй половины VI века хазарские племена находились в составе Великого тюрского каганата, созданного в 552 году древними монголами — сяньбийцами, смешавшимися с алтайскими кочевыми племенами. Хазарские племена занимали территорию от прикаспийских степей и от устья Волги до Дона и от Предкавказья до Приазовья. С 650 года, после распада тюрекого каганата, хазарами правила тюркитская династия Ашина, избравшая своей столицей город Семендер на реке Терек в Дагестане. К 800 году Хазария занимала земли между Доном на западе, Кавказским хребтом на юге и Уралом на востоке. Два города — новая столица Итиль, расположенная между Волгой и Ахтубой и Великий Булгар осуществляли транзитную торговлю из Великой Перми на юг. В составе населения большое место стали занимать купцы, а не воины. Во второй половине VIII века в Хазарии появилось большое количество евреев-эмигрантов из Византии, занявшихся торговлей. Хазария и Византия почти всегда были естественными союзниками, ведя долгие войны с арабами и болгарами. Господство хазар в Северном Причерноморье установилось в середине VII века. Черноморское побережье от реки Кубани до Керченского пролива стало восточной границей Хазарского каганата. В 670 — 679 годах Хазария овладела почти всем Крымом, кроме Херсонеса Таврического. Хазары оставили жителям городов самоуправление, обложив их данью и торговыми пошлинами. Тархан, представитель хазарской власти, находился в Судаке.

    А. Ю. Якубовский
  • О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в IX—X вв.
    нажатий:760
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://annals.xlegio.ru/hazar/small/jakub46.htm
    [461] — конец страницы. Один из интереснейших и до сих пор мало разработанных вопросов ранней русской истории — это вопрос о русско-хазарских отношениях IX—X вв. Границы Хазарского царства в общих чертах могут быть намечены следующим образом. На Северном Кавказе, который до разрушения арабами в 1723 г. хазарской столицы Баланджара1) был центром Хазарского царства, граница проходила по линии дербентской укрепленной Стены. На юго-западе в состав хазарских владений входила большая часть Крыма, так называемые хазарские климаты, а также Керченский пролив; в степях между Доном и Днепром кочевали мадьяры, против которых и выстроена была хазарами в 835 г. крепость Саркел на левом берегу Дона (Цымлянское). На восток, в степях Азии, между Яиком и Эмбой, кочевали печенеги, а за ними находились огузы (в арабской транскрипции гузы). На север от хазар в районе Волжской равнины — буртасы, а еще выше — болгары.

    Артур Кестлер
  • Тринадцатое колено
    нажатий:759
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.vbooks.ru/HISTORY/KESTLER-ARTUR/
    Крушение империи хазар и ее наследие.

    Артур Кестлер
  • Тринадцатое колено
    нажатий:737
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://lib.rus.ec/books.html/Kestler_Artur_Trinadcatoe_koleno,_Krushenie_imperii_hazar_i_ee_nasledie.html
    Крушение империи хазар и ее наследие

    Андрей Зелев
  • Диаспора хазар. Ашкеназы потомки хазар?
    нажатий:723
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.proza.ru/2008/08/31/109
    Хазары – народ неясного происхождения (вероятно, это евреи, переселившиеся из Армении и Ирана в Дагестан), исповедовавший еврейскую религию и имевший в 7–13 вв. огромное государство – Хазарский каганат. Хазария была разгромлена русским князем Святославом, узколобым антисемитом, действовавшим в союзе с Византией и гузскими племенами. Потомками хазар являются (отчасти!) кабардинцы, караимы, евреи-ашкеназы, кумыки, вайнахи, аварцы, горские евреи.

    Татьяна Калинина
  • Страна Хазария, какой она представляется по арабо-персидским источникам
    нажатий:722
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.sarkel.ru/istoriya/tatyana_kalinina_strana_hazariya_kakoj_ona_predstavlyaetsya_po_arabopersidskim_istochnikam/
    В 1834 г. русский востоковед В.В. Григорьев писал: «Необыкновенным является в средние века был народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную и цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор, ярко блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла, не оставив никаких следов своего существования».

    Артур Кестлер
  • Тринадцатое колено
    нажатий:720
  • | Книга | Хазария | Школьники
    http://lib.meta.ua/index.php?book_id=3774
    Крушение империи хазар и ее наследие.

    Артур Кестлер
  • Тринадцатое колено
    нажатий:713
  • | Проза, стихи | Хазария | Студенты
    http://litera-k.ahaha.ru/10/KESTLER/hazary.html
    Крушение империи хазар и ее наследие

    Владимир Петрухин
  • Славяне, варяги и хазары на юге Руси
    нажатий:691
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://norse.ulver.com/articles/petruhin/slavs.html
    В последние годы открылись возможности для свободного изучения «экзогенных» факторов развития русской государственности. Историографический миф об «исконно славянском» племени русь в Среднем Поднепровье перестает играть роль «исторического факта» и становится уделом историографии. Напротив, реальную историческую основу обретают летописные известия о присутствии там наряду со славянами хазар и варягов, именовавших себя русью.

    Хасдаи ибн Шапрут
  • Письмо к хазарскому царю Иосифу
    нажатий:672
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi1/frametext3.htm
    Хасдаи, сын Исаака, сына Эздры, или, как гласило его арабское имя, Абу-Юсуф Хасдаи Ибн-Шапрут 1 занимал должность лейбмедика и министра [79] финансов 2 при Оммаядских халифах в Испании Абд-ур-Рахмане III (911-961 по Р. X.) по прозванию Ан-Насир лидин Иллаги (защитник веры Божией), и сыне его Ал-Хакиме II (961-976 по Р. X.). Кроме многочисленных еврейских известий, о нем сохранились еще некоторые данные у арабских писателей: Ибн-Джульджула, Ибн-аби-Усайбия и Ибн-Адари 3, точно также у христианского его современника, биографа Иоанна де Горц 4. Все эти источники согласны в восхвалении высокого образования и обширного таланта Хасдаи. Биограф Иоанна говорит от имени посланников германского императора Оттона I к испанскому Халифу Абд-ур-Рахману: Et primo quidem Judeum quemdam cui nomen Hasdeu, quo neminem unquam prudentiorem se vidisse aut audisse nostri testati sunt, ad eos misit (rex Arabum) 5. В еврейской истории средних веков Ибн-Шапрут имеет [80] огромное значение, тем, что пользуясь своим высоким положением и влиянием на современных ему халифов, он сделал европейских Евреев самостоятельными в науке и литературе, и освободил их от влияния азиатских академий, от которых они до его времени вполне зависели. Возбуждение у андалузских Евреев охоты к арабской литературе и еврейской поэзии также единогласно приписывается Хасдаи

    Петр Толочко
  • Миф о хазаро-иудейском основании Киева
    нажатий:653
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://ukrstor.com/ukrstor/tolocko-puti-2-06.html
    Непосредственным поводом для написания этой статьи послужила информация B.C. Флерова о коллоквиуме «Хазары» (Иерусалим, 1999) и «Краткой еврейской энциклопедии» о хазарах, опубликованная в «Российской археологии» № 3 за 2000 г. (Флеров B.C. Коллоквиум «Хазары» (Иерусалим, 1999) и «Краткая еврейская энциклопедия о хозарах» — М., 2000. — С. 229— 234). В ней автор с недоумением приводит утверждение М. Гольдельмана, содержащееся в его обширной энциклопедической статье «Хазары», о том, что согласно «распространенному в исторической науке мнению, Киев был основан около 830 г. как хазарский торговый центр». Такое впечатление, что М. Гольдельману посчастливилось обнаружить закладной камень столицы Руси. Если бы он потрудился уточнить степень распространенности такого мнения в наше время, то ему пришлось бы ограничиться фактически двумя авторами, написавшими одну работу. Речь идет о Н. Голбе и О. Прицаке, которые издали монографию «Хазаро-еврейские документы X в.»(Впервые книга увидела свет в 1982 г. на английском языке. В 1997 г. она была переиздана в России на русском языке в еврейском издательстве «Гешарим». Норман Голб и Омельнь Прицак. Хазаро-еврейские документы X в. Научная редакция, послесловие и комментарии В.Я. Петрухина. — Москва; Иерусалим, 1997.). Она и послужила источником патриотического вдохновения М. Гольдельмана, хотя и не подвигла его на собственные археологические или исторические розыскания

    Карлос дель Валье Родригес
  • Обращение Хазарии в иудаизм и литературный мотив выбора веры
    нажатий:649
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://ec-dejavu.ru/k/Khazary.html
    О далеком еврейском царстве больше ничего не было слышно вплоть до IX в., когда в Европе, а конкретно в Испании, появился странный еврейский персонаж, назвавший себя представителем племени дан (Эл дад ха-Дани) и подтвердивший, что в далеких краях существует еврейское царство, где правят десять племен. Новость эта сопровождалась массой фантастических деталей, таких как мифическая река Самбатион, полноводная и бушующая в «будние» дни, а в субботу спокойная и тихая, так как воды ее останавливаются из уважения к субботнему отдыху. Эта новость произвела действительно ошеломляющее впечатление в еврейских массах Испании 5. Известно, что в середине Х в., в Кордове времен халифата, во время правления Абдаррахмана III, соратник халифа Хасдай ибн Шафрут, возможно, придворный врач, связанный также с кордовским казначейством, пользовался своим привилегированным положением, чтобы следить за каждым известием о евреях из других царств 6. Можно представить себе, насколько он был взволнован, когда однажды через двух евреев, рабби Иуду бен Меира бен Натана и рабби Иосифа Хагариса, узнал о существовании еврейского царства Хазарии. Раньше он уже знал от посланцев из Хорасана о существовании царства хазар, но не хотел доверять столь удивительной информации.

    И. Ляпушкин
  • Раскопки Правобережного Цымлянского городища
    нажатий:641
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://annals.xlegio.ru/hazar/small/ksia004.htm
    После трехлетнего перерыва, в 1939 г., возобновились работы Саркелской экспедиции ИИМК с целью исследования правобережного Цымлянского городища. Это городище расположено в 7-8 км от ст. Цымлянской вниз по течению Дона, на правом крутом берегу, между двумя глубокими балками, пересекающими здесь линию берега. Вершины этих балок почти сходятся друг с другом и тем самым придают площадке городища форму треугольника, основанием которого является берег Дона. Высота берега здесь доходит до 70 м над уровнем реки. Склоны балок не менее круты и также высоки. Такое местоположение в сочетании с мощными фортификационными сооружениями делало городище в военном отношении в свое время почти что неприступным. Весьма благоприятное положение занимало оно и в экономическом отношении. Левая пойменная сторона Дона, раскинувшаяся на многие километры, располагала богатыми, сочными пастбищами для скота; с напольной стороны к городищу примыкали не менее привольные целинные земли придонских степей. Лежавший у подножья городища Дон был не только одним из важнейших торговых водных путей, связывающих степи с городами Азовского и Черноморского побережий, а через Волгу и с Каспием, но вместе с тем представлял и богатейшие возможности для развития рыбного промысла.

    И. Смирнова
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА И КИЕВСКОЙ РУСИ (IX – X вв.)
    нажатий:632
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nrs/2009_2/NRO_2009_2%5C01%5C00_Smirnova.pdf
    В статье рассматривается вопрос о взаимоотношениях Хазарского каганата со славянскими племенами, выясняется влияние хазарского фактора на формирование государства Киевская Русь. Рассматриваются различные этапы отношений, среди которых можно выделить и военное противостояние, и совместные военные акции русов и хазар в Закавказье. Делается вывод, что Хазария была одним из военных факторов, способствовавших объединению разрозненных славянских племен в одно централизованное государство.

      предыдущие результаты        следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20