Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Хазария;
  • Хазарский каганат
    нажатий:1376
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.world-history.ru/countries/572.html
    Проблема территории Хазарского каганата и (в меньшей мере) его населения всегда привлекала внимание исследователей уже потому, что источники содержат об этом много данных (хотя весьма сложных и противоречивых). Такой материал есть в письме царя Иосифа Хасдаю ибн Шафруту, значительный комплекс сведений этого рода находим у арабских географов. Данные царя Иосифа крайне противоречивы. Это не случайно, так как Иосиф, последний (или предпоследний) царь Хазарии, рисовал своему далекому корреспонденту явно не современную ему Хазарию. а Хазарскую империю эпохи ее расцвета (VIII—IX вв.). Установить это можно в основных чертах при сопоставлении с другими источниками. В советской историографии 40—50-х годов проявилось чрезмерно нигилистическое отношение и к этому источнику, и к хазарской проблеме в целом. Подобные взгляды были подвергнуты справедливой критике М. И. Артамоновым, хотя последний со своей стороны допускал иногда неточности в сторону преувеличения роли Хазарии и ее территориальных размеров. В наши дни ряд ученых исследовали южную (кавказскую) границу Хазарии. Весьма основательно эти вопросы изучались зарубежными специалистами. Таким образом, проблема не нова; и для того чтобы как-то в ней разобраться, необходимо прежде всего выработать наиболее удобную и эффективную методику исследования. Чаще всего границы Хазарии пытаются определить вне времени, т. е. как какие-то стабильные, не изменявшиеся на протяжении трех веков. Но границы этого государства, как и других, не были неизменными. К сожалению, сам характер наших источников не дает возможности достаточно четко установить их отдельно, скажем для VIII, IX, Х вв. Дело в том, что арабские источники (в основном географические сочинения) рисуют пределы Хазарии главным образом для IX — начала Х в. и только по Кавказу их информация более обширна и охватывает VII—VIII вв. Византийские источники вносят здесь важные коррективы для конца VII— начала VIII в. и кануна падения Хазарии (40-е годы Х в.). Для IX—Х вв. незаменимы известия русской летописи. Ниже я разбираю сведения о территории и населения Хазарии в отдельных группах источников (хазарских, мусульманских, византийских, древнерусских). Это позволит показать, как представляли пределы Хазарии ее современники и сами хазары, и это лучший и наиболее надежный в наше время ответ на вопрос о границах Хазарского каганата.

    И. Г. Коновалова
  • Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения
    нажатий:1343
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://annals.xlegio.ru/hazar/rus_kasp.htm
    Изложенная точка зрения, по сути дела, не предполагает существования у Руси собственных интересов на Каспийском море и совершенно оставляет в стороне роль Хазарии, позицию которой, казалось бы, нельзя не учитывать, поскольку все походы русов на Каспий осуществлялись через ее территорию. В задачу настоящей статьи не входит опровергнуть утверждения о существовании связи между походами на Каспий и русско-византийскими отношениями. Нам прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что исследование русских походов на Каспий следует вести с учетом всего контекста международных отношений того времени, и привлечь внимание к гораздо менее разработанному аспекту этой проблемы — а именно к русско-хазарским отношениям в связи с каспийскими походами русов

  • Хазарский каганат и Великая Болгария
    нажатий:1226
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/Charts/Maps/Mapkaz.htm
    Хазарский каганат и Великая Болгария. Конец VII - первая половина IX вв.

    Н. Гагин
  • Хазарский каганат и Волжская Булгария в первой половине
    нажатий:1081
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.i-gagin.ru/razdel_art-7.html
    Анализ экономического состояния Хазарского Каганата и Волжской Булгарии позволяет сделать вывод, что оба государства в первой половине Х века имели совершенно разный потенциал. Каганат существовал за счет эксплуатации торговых путей, взимая пошлины с проходящих караванов. Волжская Булгария, обладая растущей экономикой и находясь в центре Волжского торгового пути, вынуждена была отдавать львиную долю доходов своему врагу и сюзерену. Подобное положение вещей не могло устроить ни булгарскую знать, ни купечество, терпящих значительные убытки и, естественно, не довольных сложившимся положением. В свою очередь, стареющий Каганат предпринимал все усилия, чтобы удержать в вассальном подчинении крепнувшее государство булгар.

    Михаил Артамонов
  • История хазар
    нажатий:1070
  • | Книга | Хазария | Студенты
    http://flibusta.is/b/408071
    Монография по истории хазар – фундаментальный труд известного русского историка и археолога М. И. Артамонова – не утратила своего значения до наших дней. Путь хазарского народа «от возникновения до его конца», т. е. от гуннского нашествия на Европу и до разгрома Хазарского каганата Русью, прослеживается автором с привлечением всех известных древних документов и результатов археологических раскопок; много внимания автор уделяет также анализу мнений своих коллег-историков по отдельным аспектам проблемы. Книга насыщена огромным фактическим материалом, богато иллюстрирована, сопровождается картами и снабжена несколькими указателями.

    Шломо Занд
  • Хазарский исход
    нажатий:1042
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.sibogni.ru/archive/97/1172/
    В середине X столетия нашей эры, в самый разгар золотого века испанского еврейства, Хасдай ибн Шафрут (Hasdai ibn Shaprut, 915-975), врач и политический деятель при дворе Кордовского халифа Абд эль-Рахмана III, отправил письмо хазарскому правителю Иосифу бен Аарону. Огромная иудейская империя, охватывавшая едва ли не всю восточную оконечность Европы, пользовалась столь широкой славой, что слухи о ней достигли Иберийского полуострова и вызвали живейший интерес у местной еврейской элиты. Ее любопытство было распалено до предела: неужели наконец-то появилось могучее иудейское царство, неподвластное ни мусульманам, ни христианам? После короткого вступительного стихотворения во славу хазарского правителя (акростиха, составленного Менахемом ибн Саруком, секретарем Хасдая и первым ивритоязычным поэтом Иберийского полуострова) Хасдай пишет несколько строк о себе, разумеется, как об одном из иерусалимских изгнанников, описывает царство, в котором живет, и лишь затем переходит к сути дела:

    М.И. Артамонов
  • Хазары и тюрки. Часть 2
    нажатий:1036
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0202.htm
    Великий каган севера - это турецкий каган, так как именно ему было подвластно Кушанское царство во время описанной у Себеоса войны последнего с персами, почему он и оказал этому царству поддержку. Именно с этим каганом персидские цари находились в родственных отношениях: жена Хосрова Ануширвана была дочерью турецкого кагана [+87]. Понятно теперь, почему в рассказе "Истории агван" персидский царь, отвечая шаду, ссылается на давние дружеские отношения с каганом, на то, что предки их сыновьями и дочерьми роднились друг с другом, и также понятно, о каком кагане идет речь в этой истории. Наконец, известно, что еще в VI веке турки распространили свою власть за Волгу и начали покорение Северного Кавказа и что тогда же они вступили в сношения с Византией. Таким образом, при разрешении проблемы возникновения Хазарского царства прежде всего должен быть поставлен вопрос о роли и значении в этом турецкого завоевания

    Анатолий Новосельцев
  • Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа
    нажатий:1033
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Студенты
    http://www.ijc.ru/istnov/index.html
    Книга историка Новосельцева об истории Хазарского каганата. В книге приводится библиография и подробный очерк источников, подробно освещается эконимоческая, социальная и религиозная жизнь хазар, а так же - взаимоотношения каганата с окружающими странами и народами.

    С. А. Плетнева
  • На северных рубежах Хазарского Каганата. Маяцкое поселение
    нажатий:1024
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.archeologia.ru/Library/Book/cac5873a2e75
    "Маяцкое городище принадлежит к тем остаткам прошлого на берегах Дона, которым суждено неоднократно служить материалом для археологических статей, заметок и рефератов". Так начал свою большую публикационную статью об этом памятнике Н. Е. Макаренко [Макаренко, 1911, с. 1]. Городище расположено на высоком величественном мысу у хут. Дивногорье Лискинского р-на Воронежской области при слиянии речки Тихая Сосна с Доном. Особенное внимание ученых, краеведов, туристов привлекали и привлекают красивые меловые столбы на склонах мыса, получившие название "дивы". Впервые о них упомянул в своем сочинении митрополит Пимен, путешествовавший в 1389 г по Дону вниз до Азова: "... видехом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною" [цит. по: Кудряшов, 1948, с. 158]. Городище он не разглядел — видимо, снизу, с широкой долины Дона стоявшие на вершине высокого холма полуразвалившиеся стены не были заметны. Не увидели его с реки и авторы "Книги Большому чертежу" в XVII в. Они не сочли нужным даже упомянуть "дивы" как не относившиеся к характеристике бассейна Дона [КБЧ, 1950, с. 83]. Только в 1648 г. в строельной книге города Коротояка при определении коротоякским казакам земель упоминается "Маяцкое старинное городище" [Макаренко, 1911, с. 5]. Причины, по которым в XVII в. городищу дали имя "Маяцкое" остаются неясными и по сей день. Можно предполагать, что на высоком, выдающемся в пойму реки мысу стоял маяк, дававший возможность речникам, плывшим ночью или в тумане по извилистому руслу, ориентироваться и поворачивать суда в соответствии с изгибами Дона. Никаких следов от маяка не сохранилось, а местные жители не знают (не помнят) названия мыса "Маяцкое". Как бы там ни было, но ясно, что коротоякские чиновники и казаки в XVII в. были хорошо осведомлены о существовании на Дивногорском мысу остатков древней (старинной) крепости. Во второй половине XVII в. в меловом массиве этого и соседнего с ним мыса был сооружен Успенский пещерный мужской монастырь, функционировавший вплоть до Октябрьской революции. При его строительстве монахи, возможно, выбирали каменные блоки стен городища для сооружения части наземных построек. Тем же занимались и жители двух соседних сел — Дивногорья и Селявного. Несмотря на то, что "старинное городище" было в течение более двух веков хорошо известно как чиновникам и монахам, так и окрестным жителям, до ученых (археологов и историков) сведения о нем не доходили. Впервые находки с памятника попали в руки археологов в 1890 г. Это были обнаруженные в катакомбе лощеный приземистый с высоким горлом кувшин и серебряный перстень с камешком, который держали четыре

  • Хазары (список персоналий)
    нажатий:1020
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Взрослая аудитория
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8B_(%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9)
    Хазары (список персоналий). Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Кевин Алан Брук
  • ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ ХАЗАРИИ
    нажатий:1003
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.khazaria.com/russki/istoriya-xazar.html
    История Хазарии представляет собой захватывающий пример процветания еврейской жизни в средневековье. В те времена, когда Евреи преследовались по всей территории христианской Европы, королевство Хазарии служило для них маяком надежды. Евреи имели возможность процветания в Хазарии благодаря терпимости хазарских правителей, которые приглашали Византийских и Персидских еврейских беженцев обживаться в их стране. Под влиянием этих беженцев, Хазары нашли еврейскую религию приемлимой для себя и многие стали обращаться в Иудаизм. Большая часть доступной информации о хазарах пришла из aрабских, eврейских, армянских, византийских, и славянских источников, в большинстве вполне надежных. Также существует большое количество археологических свидетельств относящихся к Хазарам и освещающих многие аспекты Хазарской экономики (искусства и ремесла, торговли, сельского хозяйства, рыбной ловли т.д.) a также методы захоронений.

    Роман ВИНОКУР
  • ХАЗАРЫ
    нажатий:993
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Школьники
    http://www.vestnik.com/issues/2001/1023/win/vinokur.htm
    "Как ныне сбирается вещий Олег отомстить неразумным хазарам..." - так писал Пушкин, и для многих эти слова стали единственным знанием о хазарах. Кто же они были на самом деле, и какова их роль в истории? Этот вопрос интересен не только с научной точки зрения. Дело в том, что некоторые историки и арабские борцы "за освобождение Палестины" утверждают, что древние евреи частично вымерли, а частично стали христианами и мусульманами. Что касается современных евреев, то они якобы произошли от хазар, принявших иудейство, и поэтому, будучи народом даже не семитского, а тюркского корня, не имеют никакого исторического права на земли древних иудеев. Так ли это?

    Артур Кестлер
  • Тринадцатое колено
    нажатий:987
  • | Проза, стихи | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt
    Крушение империи хазар и ее наследие

    Александр Грищенко
  • «ХАЗАРСКИЙ МИФ» В ДРЕВНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТИ: ВЗГЛЯД ИСТОРИКА И ЛИНГВИСТА
    нажатий:961
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://mamif.org/stfilaret/griszenko.htm
    Работая над проблемой экспрессивных этнонимов и углубившись в их историю (прежде всего на материале «Палеи Толковой» с её синонимическим рядом жидове — евреи — июдеи), я наткнулся на любопытное явление в современном русском языке: оказывается, даже эвфемизм, т.е. «нейтральное» слово, заменяющее другое, по каким-либо причинам табуированное, может и не быть «нейтральным», но изначально мыслиться как самое что ни на есть экспрессивное. И таким этнонимом-эвфемизмом в нашей современной речи, в основном публицистической, стало историческое наименование хазары и его производные Хазария, хазарский, которые начали употребляться взамен не только оскорбительного жид, жидовский и т.д., но и нейтральных в литературном языке слов евреи, еврейский. (Справедливости ради следует сказать, что в языке СМИ существует и действительно нейтральный эвфемизм для, казалось бы, и без того нейтрального евреи, еврейский — израильтяне, израильский, противопоставленные словам палестинцы, арабы с их производными). Слово же хазары в значении «евреи» употребляется в основном с ярко выраженным негативным оттенком, причём в т.н. патриотической прессе.

    С. А. Плетнева
  • Хазары
    нажатий:960
  • | Книга | Хазария | Студенты
    http://flibusta.is/b/105134/read
    Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья — Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья. Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в. в ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели. С. А. Плетнева — археолог, доктор исторических наук, заведующая сектором славяно-русской археологии Института археологии АН СССР, автор нескольких монографий по средневековой истории и культуре южных соседей Руси — степных кочевников («От кочевий к городам». М., 1967; «Древности Черных Клобуков». М., 1972; «Половецкие каменные изваяния». М., 1974) и ряда научных статей.

    М. И. Артамонов
  • СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА НИЖНЕМ ДОНУ
    нажатий:954
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://annals.xlegio.ru/hazar/iaimk131/iaimk131.htm#part3
    В первой половине IX в. каган и бек хазарские обратились к царю Феофилу (829—842 гг.) с просьбой о построении укрепления на Дону для защиты от наступающих кочевников. Царь отправил на судах отряд под предводительством спафарокандидата Петроны, присоединив к нему морскую эскадру катапана Пафлагонии. Пересадив в Херсонесе экипаж на грузовые речные суда, Петрона прибыл по Дону на место, где была намечена постройка крепости. Так как в местности этой не оказалось камня, годного для строения, Петрона приказал копать глину, устроить печи и приготовлять [79] кирпич; известку же он нашел возможным добывать из мелкого речного камня. В выстроенной таким образом крепости хазары содержали периодически сменяемый гарнизон из 300 человек. В таком виде представляется история построения г. Саркела по известьям Константина Порфирородного и продолжателя хроники Феофана.[163] Кедрен, писавший в конце XI или начале XII вв., сообщает, что Саркел служил для защиты Хазарской области от печенегов. Однако, последние по указанию Константина Порфирородного заняли местность между Дунаем и Доном только в 90-х годах IX в. С этими известиями византийских источников сопоставляют сообщения арабских географов о возведении хазарами укреплений для защиты от мадьяр и других соседних народов.[164] Однако, при ближайшем ознакомлении в этих сообщениях не оказывается никаких указаний относительно времени и мотивов построения Саркела, хотя самый город и упоминается арабскими писателями в числе других хазарских городов. По переводу Константина Порфирородного и продолжателя Феофана Саркел значит — белый дом, белая гостиница, что соответствует русскому названию хазарского города Белая Вежа, первое упоминание о котором находится в рассказе летописи о походе Святослава в 965 г.[165] [80]

    Владимир Петрухин
  • Хазарский каганат и евразийский аспект начала российской истории
    нажатий:939
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.sarkel.ru/istoriya/vladimir_petruhin_otmstit_nerazumnym_hazaram/
    Хазарам, народу, остатки которого исчезли к концу XI в., в нашей истории «мстили» дважды. Известие Нестора породило немало споров о роли хазар и «хазарского ига» в этой истории. В советские времена, особенно после кампании по борьбе с «космополитизмом» на закате сталинского правления, принято было считать, что Хазария – это «паразитическое ханство», препятствовавшее прогрессивному развитию Русского государства. Русский князь Святослав уничтожил это препятствие, и к Древнерусскому государству отошли многие земли Хазарии. Настоящая история несравненно богаче и интересней этой старой официозной доктрины.

    С. А. Чарный
  • ВОСТОЧНЫЙ ПОХОД СВЯТОСЛАВА КИЕВСКОГО
    нажатий:922
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://annals.xlegio.ru/rus/svt_east.htm
    Восточный поход князя Святослава подвел черту под многолетним соперничеством Киевской Руси и Хазарского каганата за гегемонию в Восточной Европе и привел к установлению нового баланса сил в Поволжье, Подонье, на Северном Кавказе и в Крыму. Неудивительно, что этот поход привлек внимание многих исследователей, занимавшихся как историей Киевской Руси и Хазарского каганата (М. И. Артамонов, В. В. Бартольд, Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев, Т. М. Калинина, А. П. Новосельцев, В. Т. Пашуто, С. А. Плетнева, Б. А. Рыбаков, А. Н. Сахаров и др.), так и историей Северного [26] Кавказа (А. В. Гадло) и Хорезма (С. А. Толстов).1 Однако, несмотря на столь большое количество работ, в которых освещается этот вопрос, до сих пор отсутствует единая точка зрения по таким проблемам, как датировка похода, его маршрут, последствия и т. д. Большинство исследователей сходятся в том, что основной причиной похода явилось стремление киевского князя ликвидировать весьма обременительное хазарское посредничество в восточной торговле русов, существенно снижавшее доходы купцов и тесно связанной с ними феодальной верхушки Киевской Руси. Исключение составляют Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев и В. Т. Пашуто. По их мнению, целью похода было освобождение Киевской Руси (Л. Н. Гумилев), Черноморской Руси (Г. В. Вернадский) или вятичей (В. Т. Пашуто) от власти хазар.2 Данная работа — попытка ответа на некоторые из спорных вопросов, связанных с Восточным походом.

    С. А. Плетнева
  • ХАЗАРЫ
    нажатий:908
  • | Книга | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.krotov.info/lib_sec/16_p/ple/pletneva.html
    Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья — Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья. Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в. в ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели. С. А. Плетнева — археолог, доктор исторических наук, заведующая сектором славяно-русской археологии Института археологии АН СССР, автор нескольких монографий по средневековой истории и культуре южных соседей Руси — степных кочевников («От кочевий к городам». М., 1967; «Древности Черных Клобуков». М., 1972; «Половецкие каменные изваяния». М., 1974) и ряда научных статей.

    С. А. Плетнева
  • Хазары
    нажатий:907
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Хазария | Студенты
    http://www.istorya.ru/book/hazary/index.php
    Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья — Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья. Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в. в ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели. С. А. Плетнева — археолог, доктор исторических наук, заведующая сектором славяно-русской археологии Института археологии АН СССР, автор нескольких монографий по средневековой истории и культуре южных соседей Руси — степных кочевников («От кочевий к городам». М., 1967; «Древности Черных Клобуков». М., 1972; «Половецкие каменные изваяния». М., 1974) и ряда научных статей.

    С.П. Толстов
  • В связи с историей хорезмийско-хазарских отношений
    нажатий:907
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_152.htm
    Позволительно спросить, не мог ли юдаизм (если возникновение еврейской общины в Хорезме относить к V в.) стать на рубеже VII и VIII вв. идеологией мощного социального движения, возглавленного Хурзадом и Хамджердом и жестоко подавленного призванными хорезмшахом арабами? Во всяком случае именно хабров призывает хорезм-шах-предатель на совет, долженствующий отвлечь их внимание от действий Кутейбы. И не могло ли арабское завоевание привести к массовой эмиграции хорезмийских юдаистов в Хазарию? На изгнание всех «хорезмийских ученых» (resp. хабров) Кутейбой прямо указывает Бируни. Юдаизация Хазарии, по данным Иегуды Галеви, имела место около 740 г. Учитывая указание на поход на Ардебиль «по божьему вдохновению» уже обращенного царя Булана, имевший действительно место в 730-731 гг., эту дату надо отодвинуть лет на 15-20, т. е. в непосредственную близость к дате завоевания Хорезма арабами. Бесспорно, это положение потребует для своего окончательного доказательства еще значительного исследования. Однако я все же считаю себя в праве в качестве рабочей гипотезы поставить вопрос о возможности проникновения юдаизма в Хазарию именно из Хорезма. Ниже мы попытаемся подкрепить эту гипотезу дополнительными существенными доводами. Хазарско-еврейское предание Кембриджского документа, говорящего о воинственных иудеях-изгнанниках, делящих с хазарами боевые труды и в конце-концов выдвигающих из своей среды царя-реформатора [49], гораздо более вяжется с нашей гипотезой о потерпевших поражение в борьбе с арабами юдаизированных хорезмийцах-повстанцах, чем с гипотезой о еврейских купцах-миссионерах из Причерноморья или Закавказья. Характерно, что поддержка хазарским иудеям приходит, по этому документу, прежде всего от евреев Багдада и Хорасана, т. е. из стран, основной путь из которых лежал через Хорезм. Лишь на третьем месте упоминаются иудеи «земли греческой» [50], что было бы мало вероятно, если бы движущей силой юдаизации Хазарии была деятельность евреев причерноморских городов, тесно связанных с Византией. Как попали, однако, юдаизированные хорезмийцы, видимо, сохранившие какую-то степень этнической обособленности от собственно хазар, в Венгрию? Не исключено, конечно, что они переселились в составе той хазарской эмиграции Х века, о которой говорят венгерские хроники, рассказывая о приглашении хазар «герцогом» Таксона, время правления которого (946-972 гг.) действительно совпадает с временем падения Хазарии.

  • Падение Хазарии в восточных летописях и споры ученых
    нажатий:906
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://articles.excelion.ru/science/history/world/16936378.html
    Восточные писатели дают более подробное описание разгрома Хазарии Святославом. Именно восточные источники сообщают о падении Хазарии. Наиболее раннее сообщение об этом имеется в труде Ибн Хаукаля: "...не осталось в наше время почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области, те же, кто спасся, рассеялись по соседним областям, надеясь, что (русы) заключат с ними договор и они смогут вернуться, (поселившись) под их властью"

    А.М. Макаров
  • Сокрушение Хазарского каганата Святославом
    нажатий:886
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://www.hrono.ru/libris/lib_m/makarov.html
    Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м годам VI века, когда они как подчиненные участвуют в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х годов VI века хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая однако верховную власть Тюркского каганата. С крушением в 50-х годах VII века Западно-тюркского каганата, хазары обретают независимость. С этого времени и можно говорить о начале Хазарского каганата. Глава хазар объявил себя главой всех тюркских и кочевых племен Евразии, то есть каганом.

    Ю. М. Могаричев, А. В. Сазанов
  • К вопросу о хазарах на Боспоре в конце VII — начале VIII в.
    нажатий:886
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://annals.xlegio.ru/hazar/small/bosp_arh.htm
    Среди множества дискуссионных вопросов истории раннесредневекового Боспора обращает на себя внимание проблема хронологии и характера начального этапа так называемого «хазарского периода». Традиционно начало хазарского проникновения в Крым (то, что это происходило через Боспор поддерживается подавляющим большинством исследователей) связывается с последней четвертью VII в (Васильев. 1927. С. 186; Артамонов. 1962. С. 196; Якобсон. 1964. С. 28-35; Баранов. 1990. С. 150; Айбабин. 1999. С. 185). А. И. Айбабин приводит и археологические доказательства данного события. На основании материалов собственных исследований на территории Керчи и раскопок Т.И.Макаровой (Макарова. 1991; 1998), им выявлен слой пожара, который, как он полагает, связан с захватом Боспора хазарами в 679/680 г. Аналогичный вывод сделан и для ряда других поселений Керченского полуострова (Айбабин. 1997; 1999. С. 185-186; 2000). В самом городе, по мнению автора, захватчики в приморской части построили цитадель и разместили в ней разместили гарнизон (Айбабин. 1999. С. 188-189). Выводы А. И. Айбабина в отношении «хазарских слоев» Боспора были подвергнуты критике со стороны В. Е. Науменко (Науменко. 2001. С. 349-353), С. Б. Сорочана (Сорочан. 2001. С. 146-147) и В. В. Майко (Майко. 2000. С. 87-89). Археологически вывод о подчинении хазарами Боспора в 679/680 г. и их господстве здесь в конце VII — первой половине IX вв. обосновывался наличием на исследованных участках слоя пожара, отражающего захват ими города, существованием хазарской цитадели и мощного слоя с многочисленными постройками и ярко выраженными хазарскими материалами.

    А.В. Крыганов
  • Крупнейший пункт (город) Хазарии
    нажатий:880
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://archaeology.kiev.ua/journal/010101/kryganov.htm
    На сегодняшний день самыми крупными археологическими памятниками Хазарии являются находящиеся на её северо-западной окраине [Плетнева, 1981, рис. 39, 16, 30] и совсем близко друг к другу [Березовець, 1975, рис. 102] Верхнесалтовский и Нетайловский. Первый был обнаружен в 1900 г., благодаря учителю В.А. Бабенко, жившему и работавшему в селе Верхний Салтов. Отсюда и появилось название "салтовская" (с середины ХХ в. - чаще "салтово-маяцкая") культура VIII-Х вв. северной части Хазарского каганата [Плетнева, 1981, рис. 39]. И сразу же начались археологические раскопки и научные исследования данного памятника. Начало положил В.А. Бабенко, а затем подключились и другие археологи и историки. Небольшие исследования осуществляются и в настоящее время. В целом, нет единой точки зрения о размерах памятника и его значения в салтовской культуре и Хазарии, да я по другим проблемам у археологов единого мнения нет. По-видимому, нужна научная дискуссия или хотя бы небольшой обмен мнениями.

      предыдущие результаты        следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20