Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Еврейские общины;
Александр Львов
  • Становление русско-еврейской интеллигенции: роль Библии в подготовке языкового сдвига
    нажатий:1222
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://lib.babr.ru/index.php?book=1920
    Сегодняшних русских евреев отделяет от восточно-европейского, ашкеназского, идишского прошлого не более сотни лет - всего лишь несколько поколений. Правда, за это время случились две мировые войны, Катастрофа, 70 лет советской власти, создание государства Израиль... На фоне этих событий культурный и языковой сдвиг, превративший ашкеназских евреев - в русских, кажется простым следствием произошедших в мире перемен. Действительно, роль "внешних факторов" в этом сдвиге настолько демонстративно значительна, что заслоняет другие, не менее важные внутри культуры находящиеся обстоятельства и мотивации1, заставлявшие евреев осваивать русскую культуру и переходить на русский язык. Массовому переходу евреев на русский язык в XX в., после отмены черты оседлости, предшествовало появление в XIX в. относительно небольшой общности русско-еврейских интеллигентов. Проследить их путь от изучения Талмуда к изучению русского языка - задача данной работы. Я постараюсь выявить религиозные мотивы, толкавшие молодых и подававших блестящие надежды талмудистов в русскую культуру. Иными словами, я попытаюсь показать, что их "отход от традиции", от сакральных еврейских текстов - в профанную повседневность будущими русско-еврейскими интеллигентами воспринимался, скорее, как движение в противоположном направлении, от повседневности и Талмуда - к открывшейся им сакральной реальности Библии, а затем и русской литературы.

  • Шаарей Шалом
    нажатий:1220
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.jewish-puzzle.narod.ru/
    Сайт Общины Современного Иудаизма "Шаарей Шалом"

    Александр Розенблюм
  • О родном Борисове и не только
    нажатий:1218
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.rpp.nm.ru/
    Сайт, посвященный истории евреев города Борисова (Белорусия)

  • Еврейские общины России
    нажатий:1202
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://base.ijc.ru/new/site.aspx?IID=248595&SECTIONID=244688
    Еврейские общины России

    Менахем Фридман
  • Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре
    нажатий:1202
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php
    Ультра-ортодоксальным обществом данное изменение исторической реальности рассматривается прежде всего как жестокое и болезненное социально-культурное противостояние сил добра и зла, слабых против сильных, малочисленных против многочисленных. Современная харедимная мифология опирается, в первую очередь, именно на подобное прочтение истории "раскола" - раскола столь обширного и тяжелого, что даже те, кто в итоге остался верен идеям и ценностям предыдущей эпохи, был, тем не менее, задет этим расколом, даже если сам он этого и не осознает. Поэтому положение дел даже в своей собственной среде большинство ультра-ортодоксов рассматривает не как идеальное, но лишь как слабую тень исчезнувшего мира. Осознание падения и неполноты по сравнению с прошлым является одним из основных элементов ультра-ортодоксальной самоидентификации. Традиционная восточноевропейская община, существовавшая до эпохи Гаскалы рассматривается в харедимном мире в качестве идеального общество, нормы которого надлежит сохранять, насколько это возможно.

  • Донецкая еврейская община
    нажатий:1196
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.jewish.donetsk.ua/
    Община - это сообщество людей, объединённых одной идеей или целью. Еврейская община это не просто группа людей, объединённых по национальному признаку, это несгибаемый дух народа, пронесенный им через века, через засилье безбожия, черносотенские погромы и преследования со стороны государства. Это святой свиток Торы и старые еврейские книги, сохранённые с большим риском еврейскими семьями, проживавшими в Донецке и отданные в синагогу после её восстановления. Даже когда само слово "еврей" было под запретом в нашем городе была еврейская община - неофициальная, полуподпольная - но была. Собирался миньян, проводились молитвы и занятия, хотя ни один из присутствующих не знал чем кончится их собрание - всеобщим благословением или налётом КГБ. Отмечались еврейские праздники, к Песаху пекли мацу, старались сохранить еврейский уклад в семьях. Сейчас, когда официально зарегистрированная и активно работающая Еврейская община насчитывает тысячи человек, когда в синагогу приходит всё больше молодёжи, мы с гордостью вспоминаем наших отцов сохранивших в нелёгкие годы дух еврейства в своих сердцах. Молодые люди и девушки приходят в общину чтобы научиться быть евреями, узнать историю еврейского государства и традиции еврейской жизни, почувствовать себя наследниками великого и древнего народа. И значит, у Еврейской общины есть не только прошлое и настоящее, но и будущее - светлое и прекрасное, как наши дети.

    Н. Юхнева
  • ЕВРЕИ ПЕТЕРБУРГА В ПЕРИОД РЕФОРМ 1860-Х ГОДОВ
    нажатий:1193
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://jhistory.nfurman.com/lessons9/1860.htm
    Статья замечательного этнографа Н. Юхневой, посвященной социально демографической истории петербургской общины эпохи Александра Освободителя.

    Л. Гудков, А. Левинсон
  • ЕВРЕИ В РОССИИ - СВОИ/ЧУЖИЕ
    нажатий:1189
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://krotov.info/libr_min/04_g/ud/kov_1993.htm
    Работа опирается в основном на результаты первого этапа социологического исследования, которое было подготовлено и проведено при участии авторов отделом теории Всесоюзного (ныне Всероссийского) центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Первый этап исследования проводился в октябре 1990 г. силами региональных отделений ВЦИОМ на территории бывшего СССР с целью определить характер отношения к евреям, типы негативных установок в отношении евреев, социальную географию и динамику распространения этих феноменов . Отбор респондентов в опросе проведен на основе всесоюзной территориальной трехступенчатой районированной гнездовой случайной выборки. Общее число опрошенных респондентов - 4650 человек.

  • Еврейская жизнь довоенной Польши
    нажатий:1176
  • | Фотографии, картинки. | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.tachna.com/jlp/
    Еврейская жизнь довоенной Польши. Фотогалерея

  • Корни
    нажатий:1168
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Еврейские общины | Школьники
    http://www.jewish-world.org.il/Roots/russian/Main.asp?Language=russian&PageLink=02&lesson=2
    Добро пожаловать в программу "Корни"! Как вас зовут? Как ваша фамилия? Отчего родители назвали вас именно этим именем? Эта программа наглядно убеждает нас в том, как много можно узнать о человеке, исходя из его имени и фамилии. Проведём изыскания в отношении собственного имени, имён наших родителей, имён наших дедушек и бабушек, а также их родителей; обсудим известные нам из разных источников личные имена и фамилии; обнаружим источник происхождения собственной фамилии; исследуем причины изменения конкретных имён и фамилий; построим генеалогическое древо и с его помощью отправимся в путешествие по разным странам, где когда-либо жили наши предки. Итак, в путь, на поиски своих корней...!

  • Львовский областной еврейский благотворительный фонд
    нажатий:1152
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.hesed.lviv.ua/
    Львовский областной еврейский благотворительный фонд "Хэсэд-Арье".

  • МОСКОВСКАЯ ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА
    нажатий:1125
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.keroor.ru/ru/synagogue
    Синагога в России - это память о прошлом и предостережение на будущее. Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке - живой пример того, что значит синагога в России. Своим появлением она обязана царю-реформатору Александру II и Московскому Еврейскому Обществу. Первому - потому что позволил евреям, прежде всего купцам 1-й гильдии жить и работать вне черты оседлости, в том числе и в столичных городах: реформы требовали денег. Потом милость государя была распространена и на евреев-ученых, ремесленников, выпускников университетов, когда уже не только деньги, но и руки, и мозги инородцев оказались востребованы Империей.

  • Центр "Маген"
    нажатий:1121
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://merkazmagen.org/pub/index.php
    Центр "Маген" - неформальное общество верующих и светских евреев и сочувствующих им лиц, объединившихся для поиска и реализации принципиально новых путей развития культуры и общества, опираясь на Тору и еврейскую традицию. Основан в 1996. Штаб-квартира "Магена" находится в Хайфе, но участвуют в его работе жители разных городов и селений Эрец-Исраэль. На странице "Люди Магена" вы сможете познакомиться с некоторыми из наших активистов.

  • Гилель, Киев
    нажатий:1118
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Студенты
    http://hillel.com.ua/
    Если ты это читаешь, значит, тебе уже интересно, чем мы занимаемся в Гилеле. Мы здесь отдыхаем, работаем, учимся, дурачимся, познаем, рассказываем, веселимся, любим, помним. Это место, где можно делать то, что ты никогда не делал (и никогда не думал, что будешь делать). В Гилеле ты можешь не стесняться своих еврейских корней (здесь все такие). Программы, тренинги и семинары расскажут тебе о еврейской культуре, о традициях и о современной жизни Израиля. Творческие мастерские помогут тебе развить свои бесчисленные таланты (о которых ты, возможно, и не подозревал). Интересно, попробовав одно, переключиться потом на другое, а ещё лучше - быть везде. Гилель - это много абсолютно разных людей с разными увлечениями, с разными профессиями, из разных стран. Их объединяет одно - то пламя, которое горит у них в душе. Тот огонь, тепло которого согреет и тебя. До встречи!

  • Общинная жизнь
    нажатий:1107
  • | Газета, журнал | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.kehila.ru/
    Перед вами - номер общественного научно-методического журнала для работников еврейских общин России. Развитие еврейской жизни во многом зависит от знаний и умения тех людей, которые сотрудничают с общинами. Поэтому, в первую очередь, наш журнал предназначен тем, для кого общинная работа стала профессией.

  • Еврейская община г. Галле
    нажатий:1102
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.jghalle.de/nach_ru.htm
    Еврейская Община г. Галле является правопреемницей основанной в 1692 году синагогальной общины Галле В религиозном направлении она, как и её довоенная предшественница, открыта для всех направлений иудаизма. В течение своей 312-летней истории она пережила многочисленные подъёмы и спады, связанные с подъёмом или же спадом антисемитизма в Германии вообще и в городе в частности. Членами Общины в разное время были известные учёные, адвокаты, врачи, музыканты, философы и бизнесмены. Членами общины, имеющей статус корпорации общественного права, являются 731 человек (по состоянию на 31.12.2004), проживающих на территории правительственного округа Галле в городах Галле, Бад Дюрренберг, Мерзебург, Зангерхаузен и в населённых пунктах Заалекрайса

    Сара Боген
  • РАЗВИТИЕ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    нажатий:1096
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.kehila.ru/article/?57
    Идея общины является достаточно древней. В целях выживания люди всегда объединялись в группы, которые заботились об удовлетворе­нии потребностей своих членов. После изгна­ния из Страны Израиля евреи обычно стреми­лись к жизни в организованных общинах, ко­торые, по мере возможности, стремились обес­печить их безопасность и удовлетворить их ма­териальные, духовные и социальные запросы. Община, таким образом, представляет со­бой всеобщую социальную систему, цель кото­рой заключается в сохранении той обществен­ной группы, которую она представляет. Для это­го она создает различные местные службы, ко­торые оказывают членам общины услуги, необходимые для их выживания и обеспечения их благосостояния. Община носит динамический характер и изменяется. Ее не всегда характери­зует стабильность. Люди формируют общины для того, чтобы изменить и улучшить свое со­циальное положение. Членство в общине явля­ется делом выбора человека и связано с ощу­щением им общности судьбы и взаимной ответ­ственности

  • Новости Днепропетровской еврейской общины
    нажатий:1096
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://jew.dp.ua/jew.htm
    Сайт Днепропетровской еврейской общины.

    А. Хаеш
  • К ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ЖЕЙМЯЛИСА
    нажатий:1094
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://jewish-heritage.org/prep56.htm
    "Евреи Жеймялиса обойдены вниманием историков и краеведов. О его общине, столетие назад состоявшей из 679 человек, нет книг и статей. Бои мировых войн обошли город: сохранилось большинство еврейских домов, даже деревянных. Нет лишь их хозяев... Наше сообщение основано на отрывочных сведениях, разбросанных по разным изданиям, на собственных архивных находках и опросе старожилов. Выбор объекта связан с личным моментом - это родина моих отца и деда. Жеймялис (прежде Жеймели) - ныне небольшой город на севере Литвы, у границы с Латвией. Здесь, в Жемайтии, издревле жили литовские племена. В XIII в. Ливонский орден захватил обширные территории Прибалтики, а в конце XIII в. и Жемайтию. В XV в. Жеймели - торговый центр местного значения при пересечении дорог из Каунаса в Ригу и из Сидабре в Плоненай. В 1561 г. орден распался. Из соседней части его земель - Курляндии образовалось герцогство, вассальное польскому королю. Граница с Литвой неоднократно переносилась с места на место и в 1585 г. прошла через Жеймели от дома к дому. В акте 1586 г. Жеймели уже названы местечком. С 1587 г. местечко целиком вошло в состав Литвы. Рыцари считали преступлением давать приют евреям. О их пребывании в Жеймелях во времена Ливонского ордена нет никаких сведений. Первое упоминание о евреях в Жеймелях мы встретили в акте 1593 г.: Юда из Трокской еврейской общины, проживавший в Жеймелях, взял вместе с другими лицами на поруки арестованного земляка из Трок Шимона Яхимовича, брата Ивашки Яхимовича. Поскольку Жеймели были пограничным пунктом, этот Юда вероятно был одним из многочисленных служащих королевской таможенной службы, отданной евреям на откуп".

  • Минский еврейский общинный дом (МЕОД)
    нажатий:1092
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.meod.by/ru/meod/
    Минский еврейский общинный дом (МЕОД) открыт 24 апреля 2002 года. Миссия МЕОДа — объединение евреев во имя развития еврейской общины города Минска. МЕОД открыт для всех людей, независимо от возраста и мировоззрения, кто с уважением относится к еврейскому народу и его традициям. Все его силы и ресурсы направлены на социальную защиту, развитие и поддержку культурных, просветительских и благотворительных программ в еврейской общине. МЕОД — структура, куда могут придти люди с самыми различными интересами и вопросами, проблемами и предложениями, то место, где всех их рады встретить и выслушать. МЕОД –открытый дом еврейской общины, где любая еврейская организация получит возможность реализовать свои планы и идеи. МЕОД – символ единства, надежды и вдохновения возрождения еврейского самосознания. Основные направления деятельности Минского еврейского общинного дома:

    Пинхас Полонский
  • Дати, месорати и хилони
    нажатий:1092
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.machanaim.org/tor&life/pol_art/3.htm
    Пo параметру религиозности среди населения Израиля существуют не два (как это принято считать в русскоязычной прессе), а три типа самосознания: "дати" - религиозные, "месорати" - полурелигиозные и "хилони" - совсем нерелигиозные. Среди этих откликов было и много вопросов, на два из которых я хотел бы ответить сегодня.

  • Харьковская синагога
    нажатий:1086
  • | Сайт, библиотека | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.synagogue.kharkov.ua/
    Синагога – настоящий центр всего еврейского в Харькове. Если кому-то нужна кошерная пища, нужно сказать кадиш, задать вопрос раввину, наложить тфилин, записать ребенка в лагерь, привести детей в воскресную школу, почитать еврейскую литературу, учиться в Еврейской академии, научиться израильским танцам и узнать основы компьютера – все это и еще очень многое можно сделать в синагоге на Пушкинской

    Юрий Снопов
  • История Московской общины
    нажатий:1084
  • | Книга | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://jgs.ru/dor/moscow.htm
    В своей работе я попытался проследить историю религиозной еврейской жизни в Москве от ее возникновения и до второй мировой войны. В той части, которая посвящена жизни евреев в городе до революции, я хотел показать, как формировалось еврейское население столицы и пригородов, особенности его расселения и социальной структуры, не стараясь концентрироваться только на религиозной жизни. Свое описание я построил как обзор, практически не используя источников и, ориентируясь только на монографии, т.к. эта часть повествования является вспомогательной по отношению к основной, которая должна была затронуть историю евреев в Москве в двадцатые - тридцатые годы нынешнего столетия. В свою очередь, в разделе о двадцатых - тридцатых годах я попытался остановиться исключительно на вопросах религиозно - общинной жизни евреев столицы и ее окрестностей, добавляя к этому обзор еврейской демографической ситуации, сложившийся в Москве в двадцатые - тридцатые годы. В описании общинных институтов, существовавших в тот период, я уделил большее внимание хоральной синагоге и Московской еврейской религиозной общины, религиозным еврейским образовательным учреждениям, "малым" синагогам и миньянам, а также вопросам, связанным с соблюдением кошрута, функционированием миквы и др. Все это, как мне кажется, должно дать если не всеобъемлющую картину, то, во всяком случае, пролить свет на те стороны жизни евреев в Москве, которые, хотя и имели всегда первостепенное значение для этого народа, в описываемое мною время постепенно отходят на второй план, а позже и вовсе сходят на нет.

    Ричард Гирш
  • Как начинался прогрессивный иудаизм в бывшем Советском Союзе
    нажатий:1074
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.jig.ru/vspi/009.html
    Глава из книги "От холма к горе - искания реформистского сионизма" В 1987 году ответственный по делам советских евреев предложил нам еще раз побывать в Советском Союзе. Он рискнул предположить, что при Горбачеве евреям скоро будет разрешен выезд из страны, а те, кто захотят остаться, смогут открыто выражать свое еврейство. Тем не менее он предсказывал, что значительное число евреев может остаться за бортом еврейской жизни. Он также в деталях описал нам, какие значительные усилия предпринимает движение Хабад, умудряясь находить для себя тысячи адептов по всему СССР. По его словам, это выглядело довольно странно - советские евреи, выросшие на идеях атеизма, вряд ли могли за короткий срок дружно стать убежденными сторонниками хасидизма. Поэтому он торопил нас - потенциал советских евреев еще не изучен, еврейство СССР может оказаться благодатной почвой для развития либеральных идей иудаизма.

  • Основы социальной концепции российского иудаизма
    нажатий:1074
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/
    Перед вами "Основы социальной концепции иудаизма в России", излагающие суть иудаизма, базовые положения по ряду современных общественно значимых проблем. Настоящий документ отражает позицию Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) в области сотрудничества религиозных организаций как с гражданским обществом, так и с государственными институтами власти и с неправительственными организациями. Мы надеемся, что еврейские организации, иешивы, школы, прихожане синагог, а также евреи, формально ни к каким организациям не принадлежащие, будут руководствоваться настоящими "основами" в повседневной жизни.

      предыдущие результаты         ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20