Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Горские и бухарские евреи;
Ифрад Барух
  • СИНАГОГА "БАРУХ МОРДЕХАЙ"
    нажатий:869
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://gorskie.ru/numaz/akko.htm
    Община горских евреев проживает в древнем г.Акко с начала первой Алии – репатриации 70-х годов. В настоящее время община ГЕ насчитывает более 6 000 человек. В Акко 72 синагоги, представляющие разные течения в иудаизме. 26 октября 1997 года в г. Акко произошло историческое событие – состоялось открытие синагоги евреев, выходцев с Кавказа. Синагога «Барух Мордехай», построенная известным Московским меценатом благотворителем доктором экономических наук Тельманом Мардановичем Исмаиловым.

    Г. Курбанов
  • Исторические и современные аспекты иудаизма в Дагестане
    нажатий:866
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.stmegi.ru/history/aspectiud.html
    В последнее время наметились перемены к лучшему. Возрождена республиканская газета «Ватан». Таты и горские евреи наравне со всеми другими народностями Дагестана используют свои права и участвуют в процессе обновления и реформирования страны. С целью привлечения верующих в синагоги Дагестана созданы центры по отправлению ритуальных обрядов, изготовлению мацы, совершению похоронных обрядов. Синагоги теперь связаны с работой еврейских культурных центров. В городах создаются неформальные религиозные группы, которые принимают на себя функции, свойственные официальным религиозным организациям. Посильную помощь оказывает Федерация еврейских общин СНГ. При всем этом дагестанское еврейство живет в эпоху ломки старых этноконфессиональных представлений и формирования новых. Интересно то, что священниками в трех синагогах работают лица, исполняющие обязанности раввинов. Такое положение связано с сокращением числа грамотных служителей религии, уменьшением количества посещающих синагоги. Напомним, что греческое слово «синагога» переводится на иврит как «дом собраний» и синагогой здание становится только благодаря собирающимся в нем иудеям. Это означает, что уже сегодня в Дагестане синагога теряет свое былое влияние и уходит в прошлое. И если в среде оставшихся в РД иудеев возобладают эмигрантские тенденции, а это вероятнее всего, то в течение ближайших десятилетий иудаизм в Дагестане может прекратить свое существование.

    С. Бахшиева
  • Горские евреи в Великой Отечественной войне
    нажатий:862
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.stmegi.ru/history/vov.html
    Вместе со всеми народами на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) мужественно сражались горцы Кавказа, среди них и горские евреи.

    В. Дымшиц
  • Горские евреи
    нажатий:850
  • | Книга | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.yevrey.com/people/reb_geche_vilenskiy.shtml
    ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА Составление и научная редакция В. Дымшица Перевод с иврита Ю. Мурадова Вступительная статья М. Членова Под общей редакцией И. Бегуна

  • КРЫМЧАКИ
    нажатий:848
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.hrono.ru/etnosy/krymchak.html
    КРЫМЧАКИ, этнолингвистическая группа евреев. Численность в Российской Федерации 338 чел. Живут в осн. в Крыму (Украина - 679 чел.), в Узбекистане (173 чел.). Общая числ, 1448 чел. (1989). В странах бывшего СССР считаются самостоятельным этносом, происхождение к-рого трактуется учёными по-разному. Говорят на крымчакском яз. (близком крымскотатарскому яз.). В качестве языка культа, лит-ры и общинного делопроизводства используется древнеевр. яз. Верующие К. - иудаисты

    Игорь Семенов
  • ГОРСКИЕ ЕВРЕИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА
    нажатий:842
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.stmegi.ru/history/evrkavk.html
    Краем, в котором горские евреи сложились как особая этнографическая группа еврейского народа, является Восточный Кавказ - территория современных Дагестана (в составе Российской Федерации) и Азербайджанская Республика. Наименование “горские евреи” они получили в 19 веке, когда Дагестан был захвачен Россией. Тогда в официальных русских документах все кавказские народы именовались “горскими”, в том числе и те, которые жили на равнине. Не миновала эта тяжелая участь и восточнокавказских евреев, которых стали именовать горскими еще и для того, чтобы отличать их от европейских евреев, ашкеназов. В действительности же большинство дагестанских евреев жило тогда в равнинной зоне. И все-таки наименование “горские евреи” прижилось - и в обиходной речи, и в исследовательской литературе. Сами себя горские евреи называют еуди, “иудей”, но в быту обычно используется другое самоназвание джуур - (juhur - то же, что и иранское jihud - искаженное яхуди, “иудей”). Разговорный язык - одно из персидских наречий, насыщенное словами из арамейского и древнееврейского языков.

    Мурат Каракетов
  • Антропонимика горских евреев
    нажатий:840
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.stmegi.ru/history/antroponim.html
    Проблема происхождения и этнической истории горских евреев затруднена из-за отсутствия письменных источников о них, как и бытования у них своих письменных источников. Первое упоминание о горских евреях, известное нам по историческим литературным источникам, относится к середине XIX века. Это вовсе не означает, что горско-еврейского населения с самоназванием джухур (скорее всего тюркизированная передача арабского слова "гяур" - человек другой веры) не было до этого периода. Многие народы которые являются извечными соседями горских евреев, называют их татуаджикли чуут (татуаджиковские иудеи) или ибирли татуаджик (ибировские татуаджики) - (так называют их тюрки: карачаевцы и балкарцы); джут, джухуд (кабардинцы, народы Дагестана и др.). По всей видимости - а на это указывают и легенды антропонимического плана - карачаевское и балкарское название горских евреев, отличающее их от других евреев (чуутлулар или чуутлула) связано с Крымом и, вероятно, связано оно со словом тат: так тюрки называли ираноязычные народы. Так же они называли и своих соплеменников, например, южнобережных татар Крыма.. Возможно что таты, на языке которых разговаривают горские евреи - языке иранской языковой группы - были остатками иранизированного еврейского населения, проживавшего на территории Хазарского каганата (VII-XI вв.), в сферу влияния которого входил Крым

    Михаэль ЗАНД
  • ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
    нажатий:839
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages.xtmpl?Key=19177&page=189
    Имя Баазов высечено на скрижалях героизма и самопожертвования нашего народа. Оно является одним из наиболее выдающихся и известных имен в истории грузинской еврейской общины. Место Давида Баазова в истории сионизма в Грузии и место Герцеля Баазова в грузинско-еврейской культуре — это темы для большого серьезного исследования, которое, разумеется, не может быть сделано в рамках этого послесловия. Трагедия дома Баазовых во времена \"великого террора\", как принято называть период советской истории между 1936 и 1938 годами, описана Фаиной Баазовой с такой силой, выразительностью и достоверностью, что едва ли остается место для дополнений. Однако имя Баазов вот уже около тридцати лет вплетено в мою жизнь. И вот об этом и только об этом я расскажу здесь, не претендуя ни на что большее. В конце 1948 или начале 1949 года я, тогда студент Московского университета, листая журналы по востоковедению, выходившие в СССР в конце 20-х — начале 30-х годов, наткнулся в одном из них на отрывок из романа о жизни грузинских евреев, носившего название \"Петхаин\". Над отрывком стояло имя автора — Герцель Баазов. Я был тогда уже достаточно \"образован\", чтобы догадаться, что автор этого романа - еврей, названный Герцелем в честь основателя движения, которое совсем недавно добилось создания Еврейского государства, и что фамилия Баазов происходит от библейского имени Боаз.

    Михаил Носоновский
  • Язык – это диалект, обладающий своей армией и флотом
    нажатий:802
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.livejournal.com/users/duchifat/63697.html#cutid1
    В №158 газеты The Bukharian Times опубликована рецензия профессора Иосифа Мошеева на вышедший недавно под эгидой клуба Рошнаи двухтомник «История бухарских евреев». В ней, среди прочих интересных замечаний, уважаемый профессор касается вопроса о том, следует ли считать язык бухарских евреев самостоятельным языком или диалектом таджикского? Спор этот ведется давно и часто принимал отнюдь не академический характер. Проф. М. Занд отмечает, что в конце 1930-х годов заключение экспертов-филологов (отвечавшее заказу властей) о том, что «язык бухарских евреев – не самостоятельный, а является диалектом таджикского», привело к массовому закрытию школ, газет и культурных институтов, то есть имело катастрофические последствия для бухарско-еврейской культуры.

  • История Грузинских Евреев
    нажатий:784
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Горские и бухарские евреи | Школьники
    http://wcgj.ru/histori/histori.html
    Грузинские евреи - одна из древнейших и любопытнейших еврейских этнолингвистических групп. По многочисленным легендам, первые иудеи появились на территории нынешней Грузии 26 веков тому назад после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586г. до н.э.

    М. Каракетов
  • АНТРОПОНИМИКА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
    нажатий:759
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.balkaria.info/library/k/karaketov/age.htm
    Что же касается горских евреев, расселенных в Дагестане и Азербайджане, то по всей видимости, их предки изначально расселившись в пределах Атрапатены (Азербайджана) сохраняли свой язык и религию вплоть до вступления в эти пределы арабов (VII-VIIIвв.). Вынужденное переселение их в пределы Хазарского каганата, распространение иудаизма в среде полукочевников тюрков-хазар - а уже через них - среди алан или булгаро-алан, привело к окончательному формированию горско-еврейской общины даг-джухуд - тюркское определение иудеев живших в горных и предгорных районах Хазарии) и равнинно-еврейской (тюркоязычной иудейской джиклилер - джики) общин. Эти еврейские общины, будучи форпостами Хазарии на западных рубежах, стали фактическими властителями Западного Северо-Кавказья. Вероятно эти джики или татуа-джики, происходили от древнекыргызских племен переселившимися в предела Поволжья и Придонья в 1 в. н.э. и известных по историческим литературным источникам как цигу, джигу или кыркиез, кыргыз. Этим же именем долгое время называли карачаевцев и их этнические группы чег-эмли, кыргыез. Необходимо заметить, что название кыргыез, средневековые авторы (например, Гильом де Рубрук) часто путают с этнонимом черкес, который по всей видимости характеризовал оседлое хазарское население (чер - земля, кеса,коса или хеса + ар - хазайский человек = оседлый хазарин), в отличие от кыркеса или кыркиеса.

    Александр Ступников
  • Горские евреи и Куба
    нажатий:738
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://world.lib.ru/s/stupnikow_a_j/sstupnikow_a_j-38.shtml
    Это место называли " кавказским Иерусалимом". Иногда " малым". Основанное почти триста лет назад, оно, по- своему, уникально в диаспоре, поскольку нигде больше в мире , кроме нынешнего Израиля, евреи не жили и сегодня не живут столь компактно. Я давно хотел попасть сюда, в Кубу, на севере Азербайджана и только встреча с Зауром Гилаловым, московским бизнесменом, накануне собранного им первого Всемирного конгресса горских евреев определило и повод, и сроки. - Я сам из Кубы, - объяснил Заур - и скоро, в августе, у нас будет ежегодный день поминовения, когда на Родину съезжаются сотни земляков со всего мира, чтобы посетить могилы близких. Давай, там и встретимся... " День поминовения" - это 9-го Ава, день еврейского траура, разрушения Иерусалимского храма. Куба издревле разделена речкой с красивым названием Кудилай- Чай. Одна часть - азербайджанская. Другая, через мост, до 1926 года называлась Еврейской Слободой, а после - Красной. И действительно, здесь, как и в 1722 году, живут только евреи. Но тогда, получив право жить в Кубинском ханстве, их были десятки семей. Через два века - уже сотни, построившие только здесь 13 синагог. Еще недавно в Кубе- Красной Слободе насчитывалось около двадцати тысяч жителей. После распада Советского Союза большинство разъехались - в Израиль, США, Германию, но, главным образом, в Москву. Жизнь вытолкнула отсюда энергичных и предприимчивых мужчин на заработки. И они развернулись именно в Москве, приезжая уже во второй дом отдохнуть и погостить. Сегодня в Красной Слободе много новых красивых вилл, детей и женщин. А живет постоянно около трех тысяч - но, по- прежнему, как и веками назад, только евреи

    Tатьяна Емельяненко
  • Бухарские евреи: судьба диаспоры
    нажатий:259
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2009/Emel%27yanenko_%202009_5.pdf
    Ключевые слова: бухарские евреи, диаспора, менталитет, община, эмиграция

    Tатьяна Емельяненко
  • К особенностям традиционного костюма бухарских евреев: женские платья
    нажатий:249
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://ecsocman.hse.ru/data/2012/06/05/1271382639/14_emelyanenko.pdf
    Традиционный костюм — одна из наименее изученных областей культуры бухарских евреев. Его внешнее сходство с костюмом равнинных таджиков и оседлых узбеков горо- дов центральной части Средней Азии, среди которых издавна они проживали, явилось отчасти причиной того, что он не привлекал специального внимания ни исследователей, ни собирателей музейных коллекций [Емельяненко 2010б]. Упоминания о нем в литературе касаются преимущественно особенностей мужских головных уборов и верхней одежды, которые обычно относят к «отличительным знакам» в одежде, введенным для иноверцев в мусульманском мире, и приводят в качестве примера дискриминационного положения бухарских евреев в прошлом [Емельяненко 2010а: 301–304]. Женская же одежда, как не имевшая ярко выраженных характерных отличий, признавалась полностью заимствованной у соседнего населения

      предыдущие результаты     






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20