Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Горские и бухарские евреи;
  • Общественный музей истории и культуры евреев Узбекистана
    нажатий:1331
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.jewishuz.org/RUS/viewpage2.php?id=48
    Общественный музей истории и культуры евреев Узбекистана: краткое описание.

  • Евреи Восточного Кавказа
    нажатий:1290
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.jewish.ru/history/press/2008/05/news994263144.php
    Надо полагать, что восточно-кавказское еврейство уже в начальный период своей истории представляло собой достаточно специфическую группу еврейского народа: в этнокультурном плане оно принадлежало к переднеазиатскому миру, но при этом оно не могло не впитать различные элементы культуры кавказских народов. Данная специфика и по сей день отличает горских евреев от других еврейских групп. Относительно происхождения горских евреев высказывались самые разные точки зрения. Одна из них сводится к тому, что горские евреи являются потомками тех татов, которые, будучи иудаизированы еще в Иране, были переселены Сасанидами на Кавказ. Данная версия, возникшая в среде горских евреев в начале XX века, получила в научной литературе наименование татского мифа. Вторая волна миграций иранских евреев на Восточный Кавказ была связана с тем, что в XVI веке данный регион был подчинен Ираном

    Э.А.Рабаев
  • К ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
    нажатий:1241
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.istok.ru/jews-n-world/Caucasus/Caucasus.doc
    Данный очерк охватывает небольшой исторический период (1-Х вв.) из жизни еврейского народа, переселившегося на территорию Северного Кавказа. Находясь в изгнании, но соблюдая законы Торы они смогли сохранить свою веру, культуру и традиции. Работа названа "очерком" не случайно, так как мы еще мало имеем фактического материала для последовательного изучения и изложения истории еврейских общин в то далекое время. Не претендуя на подробное повествование исследованных данных, автор постарался ознакомить широкий круг читателей с некоторыми событиями и фактами многовековой истории еврейских общин Северного Кавказа.

    Э.А.Рабаев
  • К ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
    нажатий:1146
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.istok.ru/jews-n-world/Caucasus/
    Данный очерк охватывает небольшой исторический период (I-Х вв.) из жизни еврейского народа, переселившегося на территорию Северного Кавказа. Находясь в изгнании, но соблюдая законы Торы они смогли сохранить свою веру, культуру и традиции. Работа названа "очерком" не случайно, так как мы еще мало имеем фактического материала для последовательного изучения и изложения истории еврейских общин в то далекое время. Не претендуя на подробное повествование исследованных данных, автор постарался ознакомить широкий круг читателей с некоторыми событиями и фактами многовековой истории еврейских общин Северного Кавказа.

    Лейла Сабзали
  • Евреи Азербайджана
    нажатий:1134
  • | Книга | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.proza.ru/texts/2007/12/14/197.html
    Сразу хочу оговорить, что автор данного опуса - на исторические темы - не является по образованию – историком. И труд этот ни в коем случае не следует рассматривать в качестве научного исследования. Различные этнолингвистические группы еврейского народа - ашкенази, крымчаки, курдские евреи, грузинские евреи, горские евреи - вот уже, на протяжении многих столетий населяют территорию Азербайджана. Горские или – кавказские евреи…. Один из древнейших восточных субэтносов, происхождение которого, до сих пор вызывает множество вопросов не только у меня, но, является дискуссионным в среде ученых – историков и даже - у самих горских евреев. История возникновения этого этноса, его обычаи и традиции и – главное, - история появления его на территории Азербайджана,- вопросы, необоснованно оказавшиеся за пределами моих познаний и заставившие меня взяться за их изучение, а - впоследствии – и за написание этой монографии. Взращенная своей многонациональной и многоэтнической Родиной в традициях - интернационализма, человеколюбия и веротерпимости, я никогда прежде не задумывалась не только над происхождением того или иного этноса, проживающего на территории Азербайджана. Но, меня даже не особенно волновал вопрос - национальной принадлежности тех, с кем я общалась долгие годы жизни в совместном сосуществовании на нашей общей Родине. Взявшись за раскрытие этой темы, оказавшейся не такой уж и простой, я поняла, что проявила некоторую самонадеянность. Прежде всего, потому, что вдруг обнаружила, что сведений по этому вопросу - гораздо меньше, чем я предполагала. Кроме того, в ознакомлении с трудами некоторых исследователей истории горских евреев, я столкнулась с массой трудностей - вот какого порядка. Оказалось, что сведения, заключенные в них, часто - разноречивы, несколько - путаны, а порой и - некорректны в своих ссылках на исторические источники. Все это вместе создало у меня мнение, что история этого народа пока еще - в стадии изучения, осмысления и написания. И все же, «перелопатив» гору материала и, найдя в различных источниках общие места, я попыталась сложить их в своеобразную историческую мозаику. Отчасти – методом компиляции по историческим эпохам, отчасти, позволив себе прибегнуть к собственной фантазии, домысливая по логике тех эпох. И потому к труду моему прошу отнестись с некоторой долей снисходительности. этим „изысканиям" и последующим хлопотам А. Фирковича царское правительство сняло с них ограничения, наложенные на евреев Российской Империи...

    Мордехай Альтшулер
  • Горские евреи: история, этнография, культура
    нажатий:1106
  • | Книга | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    https://stmegi.com/upload/iblock/424/424528a1ea722f3e6f80c0f94b78b7a9.pdf
    Горские евреи — исконное еврейское население Восточного Кавказа. Район их традиционного проживания — северный Азербайджан и Южный Дагестан, откуда они расселились по всему Северному Кавказу, кроме того, в настоящее время горские евреи живут в России за пределами Кавказа и в Израиле. Наиболее значительные общины горских евреев находятся в Азербайджане, в городах Баку, Куба и Огуз (до 1991 г. — Варташен); в Дагестане, в городах Дербент, Махачкала (старое название — Петровск) и Буйнакск (старое название — Темир-Хан-Шура); в столице Кабардино-Балкарии городе Нальчике. Горские евреи говорят на нескольких близких говорах еврейско-татского диалекта татского языка, принадлежащего к западной ветви иранской группы языков. Кроме горских евреев на татском языке говорят также проживающие на Восточном Кавказе таты-мусульмане (они, собственно говоря, и есть «таты», в том числе по самоназванию) и таты-христиане или, как их еще называют, армяно-таты, поскольку они являются приверженцами армянской григорианской церкви. В этой книге речь пойдет именно о горских евреях, об их истории, этнографии, культуре. В ее основу была положена монография о горских евреях известного специалиста по еврейским общинам Восточной Европы профессора Иерусалимского университета Мордехая Альтшулера. Для данного издания текст книги М. Альтшулера был полностью переработан и значительно расширен, а некоторые главы написаны заново, с учетом современных данных, полученных в последние годы в ходе этнографических экспедиций на Восточный Кавказ, а также дополнен рядом материалов из наиболее интересных публикаций о горских евреях.

  • Горские общины Израиля
    нажатий:1061
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_kavkazim.php
    Так как выходцы с Кавказа предпочитают селиться вместе и жить со своими родственниками, знакомыми и бывшими земляками в одном городе, а иногда и на одной улице, то в Израиле стихийно возникают такие общины горских евреев.

    И.Семенов
  • О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
    нажатий:1052
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.juhuro.com/pages/history/history002.htm
    "В преданиях горских евреев отсутствуют четкие сведения о времени поселения их предков на Восточном Кавказе и о месте, из которого они были переселены на Кавказ. В 17 веке Адам Олеарий и Ян Стрейс отметили, что по мнению самих горских евреев они происходят из Иудова и Вениаминова колен (1.Гл.39.6.10; 2.С.236). В 18 веке этот же факт был отмечен Иоганном Гербером и академиком Самуилом Готлибом Гмелиным (3.С.306; 4.С.461). Воспоминание о своем происхождении из колен Иуды и Вениамина и по сей день является наиболее устойчивым элементом горско-еврейских преданий. В то же время среди горских евреев распространено и другое предание, согласно которому их предками являются пленники ассирийского царя Салманасара, поселенные им в Мидии и на Кавказе..."

    Михаил Носоновский
  • К истории религиозной музыки бухарских евреев
    нажатий:1046
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer5/MN73.htm
    Предисловие к коллекции бухарско-еврейского музыкального наследия, собранной Эзро Малаковым

  • ПОРТАЛ БУХАРСКИХ ЕВРЕЕВ
    нажатий:1035
  • | Сайт, библиотека | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.bukharianjews.com/?newlang=rus
    ПОРТАЛ БУХАРСКИХ ЕВРЕЕВ

    С. Бахшиева
  • Горские евреи в Великой Отечественной войне
    нажатий:987
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.juhuro.com/pages/history/039.html
    Вместе со всеми народами на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) мужественно сражались горцы Кавказа, среди них и горские евреи.

    Эльдар Мамиствалишвили
  • ИСТОРИЯ ГРУЗИНСКИХ ЕВРЕЕВ
    нажатий:962
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Школьники
    http://www.georgianjews.org/stat.php?id=11&lang=ru
    В Грузии евреи жили с давних времён. Согласно исторической традиции, евреи появились в древней столице Грузии, Мцхете, в конце восьмого века до н.э. Второй поток евреев прибыл после разгрома Иудеи вавилонским царём Навуходоносором 11.Значительный поток появился после иудейской войны (66-73). Евреи прибывали в Грузию из соседних стран (Византии, Армении, Турции, России), в период усиления антисемитизма.

    Рауф ГУСЕЙНОВ
  • ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
    нажатий:938
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.mountain-jews.co.il/History/History3.htm
    В XIX веке горские евреи проживали в 30 населенных пунктах Азербайджана, в том числе в городах Куба и Дербенд,Баку и Гянджа, Шамахи и Геокчай, Варташен (ныне Огуз) и Гусар. Постепенно они переселились из Азербайджана в другие районы Кавказа. Благодаря работам многих иследователей, удалось доказать, вопервых, что горские евреи - неотъемлемая часть еврейского народа; во-вторых, что они принадлежат к "восточным евреям", известным как сефарды; в-третьих, что они на протяжении веков, находясь вдали от Родины, в иноверной, иноязычной, иноэтничной среде сохранили собственную культуру, специфичный образ жизни, язык и традиции, религию предков и самоидентификацию, менталитет; в-четвертых, горские евреи испытывали на себе заметное влияние кавказской культуры; в-пятых, что за все время их проживания на Кавказе, в том числе в Азербайджане, никогда не было антисемитизма и еврейских погромов. Если горские евреи и страдали, то вместе с остальными жителями Азербайджана от политических и военных, социальных и экономических неурядец, от болезней и иных напастей.

    М. Ибрагимов
  • ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В ДАГЕСТАНЕ
    нажатий:922
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.mountain-jews.co.il/History/History2.htm
    Горские евреи (самоназвание - джугьур, джуургьо) являются одной из этнических групп евреев Кавказа,формирование которой происходило на территории Дагестана и Северного Азербайджана. Значительная часть горских евреев под влиянием политико-идеологических причин,в том числе проявлений антисемитизма, примерно с конца 1930-х годов и особенно активно с конца 1960 - начала 1970-х годов стала называть себя татами, мотивируя тем, что они говорят на татском языке.

    И. Г. Семенов
  • ;ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ ДАГЕСТАНА
    нажатий:919
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://gorskie.ru/istoria/ist1.htm
    "В наше время в Дагестане живут представители двух субэтнических групп еврейского народа - европейские евреи (ашкеназы) и горские евреи. Начало ашкеназской общины Дагестана было положено в XIX веке. В то время европейские евреи жили, главным образом, в западных губерниях Российской империи, выделенных русским правительством в так называемую «черту оседлости». Переселяться за пределы этой черты европейским евреям было запрещено. Но евреям, призванным в армию и отслужившим свой срок в русских военных частях, дислоцированных на Кавказе, разрешалось оседать в этом крае на постоянное жительство..."

  • Евреи грузинские
    нажатий:914
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.hrono.ru/etnosy/evrei_gruz.html
    ЕВРЕИ ГРУЗИНСКИЕ, грузинские евреи, эбраэли (самоназв.), этнолингвистическая группа евреев. Числ. в Рос. Федерации 1172 чел. (1989). Числ. в Грузии 14,31 тыс., Узбекистане 210 чел., Казахстане 186 чел. До 1970-х гг. проживали в осн. в Грузии. Говорят на грузин. яз., используя его также в качестве письменного. Среди Е. Г., замятых в торговле, сформировался жаргон киврули (т. е. еврейский), включающий мн. корни на яз. иврит. Верующие-иудаисты.

    И. Г. Семенов
  • ГОРСКИЕ ЕВРЕИ
    нажатий:912
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://gorskie.ru/istoria/kr_ist.htm
    Краткий очерк истории горских евреев с библейских времен до наших дней.

    Мурат Каракетов
  • АНТРОПОНИМИКА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ;
    нажатий:909
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.juhuro.com/pages/011903_01.html
    "Работа доктора исторических наук Мурата Каракетова, будет весьма интересна для наших читателей. Несмотря на то что горских евреев практически не осталось на Кавказе, учёные по-прежнему пытаются разрешить загадку их появления в этом регионе."

  • О происхождении горских евреев
    нажатий:905
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.stmegi.ru/history/proishojdenie.html
    По языку и множеству других признаков горские евреи принадлежат к многочисленной семье персоязычных евреев, отдельные группы которых расселены по всему Ирану, а также в Средней Азии (бухарские евреи) и в Афганистане.На Восточном Кавказе этнографическая группа горских евреев приобрела очень много особых, только ей присущих черт. Кроме того, некоторые обстоятельства исторического характера наложили отпечаток на их религиозную жизнь. Наиболее важным вопросом прошлого горских евреев является проблема их происхождения. Этот вопрос тем более важен, то уже в XIX веке он стал служить предметом разного рода спекуляций. Примером для некоторых из них послужили „изыскания" караима Авраама Фирковича, который попытался обосновать идею нееврейского происхождения караимов Крыма и Литвы. Напомню, что благодаря этим „изысканиям" и последующим хлопотам А. Фирковича царское правительство сняло с них ограничения, наложенные на евреев Российской Империи. В 1888 году И. Ш. Анисимов опубликовал очень интересное и, пожалуй, единственное в своем роде исследование по этнографии горских евреев („Кавказские евреи-горцы"). На страницах этой книги И. Ш. Анисимов старательно проводил мысль о несходстве религиозных представлений евреев-ашкеназов и горских евреев. Кроме того, указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), он сделал вывод о том, что горские евреи являются потомками некоего иранского племени татов, которые еще в Иране приняли Иудейство и впоследствии переселились на Восточный Кавказ.

  • Татско-Еврейская письменность
    нажатий:903
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.stmegi.ru/history/pismennost.html
    Письменность на татско-еврейском языке, как и у других групп диаспоры, существовала на основе еврейского алфавита. Причем для записи использовался не квадратный шрифт, а курсив, так называемый "шрифт Раши", или, как его называли горские евреи, "багдадское письмо". После революции и вплоть до 1929 г. использовался квадратный еврейский шрифт. В 1929 г. горско-еврейская письменность была переведена на латиницу, а в 1939 г. - на кирилицу.

  • История еврейских общин Северного Кавказа и Закавказья
    нажатий:895
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.nalchane.com/history.html
    История еврейских общин Северного Кавказа и Закавказья

    Светлана Данилова
  • ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
    нажатий:886
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.mountain-jews.co.il/History/History4.htm
    В Нальчике уже в начале XIX века была построена синагога. Надгробные памятники первого еврейского кладбища датированы 1808 годом.

    Валерий ДЫМШИЦ
  • ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ С МУСУЛЬМАНАМИ.
    нажатий:873
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://gorskie.ru/mirimy/fakt20.htm
    Положение горских евреев было двойственным. С одной стороны, в до­полнение к так называемым Омаровым законам, которыми регламентирова­лось положение евреев и христиан в мусульманских странах, горские евреи терпели целый ряд дополнительных унижений. Горские евреи под властью мелких мусульманских феодалов подвергались всевозможным притеснениям, о чем свидетельствуют многочисленные случаи их насильственного обращения в ислам. Кроме обычных налогов и хараджа (специальная подуш­ная подать для иноверцев в мусульманских странах), евреи обязаны были выполнять всяческие унизительные повинности и грязные работы.

    Нисан Бабаликашвили
  • ИМЕНА ГРУЗИНСКИХ ЕВРЕЕВ
    нажатий:866
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.georgianjews.org/stat.php?id=13&lang=ru
    B практике применения собственных имен у грузинских евреев имеет место общераспространенный факт варьирования имен. В основном это происходит дома или в кругу друзей. В таких случаях изменения происходят главным образом в сторону создания уменьшительно-ласкательных форм, как, например, Додик от Давид, Сиприк от Ципора (Сипора) и т.п. Варьирование не официальных форм в основном связано с освоением древнееврейских имен. В таких случаях изменения обусловлены влиянием тех форм имени, которые распространены в среде грузин согласно традициям грузинского перевода Библии. Так, например, параллельно с Моше имеем Мосэ, с Шеломо - Соломон, с Хава - Ева и т.д. В этих и подобных случаях такие "грузинские" варианты библейских имен распространены и среди грузин и их не следует считать отдельными самостоятельными именами.

    Ифрад Барух
  • СИНАГОГА "БАРУХ МОРДЕХАЙ"
    нажатий:853
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://gorskie.ru/numaz/akko.htm
    Община горских евреев проживает в древнем г.Акко с начала первой Алии – репатриации 70-х годов. В настоящее время община ГЕ насчитывает более 6 000 человек. В Акко 72 синагоги, представляющие разные течения в иудаизме. 26 октября 1997 года в г. Акко произошло историческое событие – состоялось открытие синагоги евреев, выходцев с Кавказа. Синагога «Барух Мордехай», построенная известным Московским меценатом благотворителем доктором экономических наук Тельманом Мардановичем Исмаиловым.

      предыдущие результаты       следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20