Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Евреи и христианство;
Дмитрий Ромашов
  • Евангелие от мудрецов Талмуда
    нажатий:1576
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Студенты
    http://booknik.ru/tomorrow/all/evangelie-ot-mudretsov-talmuda/
    И все же нет смысла отрицать тот факт, что под Йешу га-Ноцри в Талмуде подразумевается именно Иисус Назарянин, ведь и само это имя заимствовано мудрецами у современных им христиан. Но мудрецы обращаются к образу Иисуса в процессе жесткой иудео-христианской полемики. Иудеи занимают оборонительные позиции, причем обороняясь не только от христиан, но вообще от разных «отступников» (миним), причем б'ольшую опасность мудрецы видели в гностицизме, проникшем в иудейскую среду и лишавшем иудаизм присущей ему конкретики. Мудрецы обращались больше к «своим» (образцы иудейской полемики дошли до нас в основном на еврейском языке), в то время как христиане всячески пытались утвердить свои позиции в язычествующем и философствующем римско-эллинистическом мире. Смысл спора с иудеями заключался в том, чтобы доказать этому самому миру, который вплоть до Миланского эдикта не очень отличал иудеев от христиан, что именно христиане хранят настоящую веру в Единого Бога, а вера иудеев – устарела. В заключение хочу привести евангелическое «оправдание» талмудических антихристианских пассажей для христиан: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам: а хула на Духа [Святого] не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32). Под Святым Духом (руах га-кодеш) и Иисус, и остальные иудеи понимали одно и то же.

  • Евреи - богоизбранный народ
    нажатий:1392
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Студенты
    http://www.studik.ru/010939-1
    Введение. Собственно говоря, "еврейский вопрос" неразрывно связан с судьбами исторического христианства. Нигде в остальном мире он не стоял так остро, как в христианских обществах. Замкнутая, религиозно оформленная, кагальная система еврейского компактного проживания вполне соответствовала средневековому мышлению - клановому и религиозно-идеологическому. Средневековое христианство, сугубо внешнее, попросту нуждалось в кагале как наглядном обосновании самого "торжествующего христианства". (Тем самым "дополнялось", т.е. подменялось, евангельское положение "се, остается дом ваш пуст" до варианта "остается дом ваш полным хищения и неправды". Гораздо более обидное для еврейского народа определение - что с известного момента они стали рядовым народом, таким же, как все прочие, было подменено псевдохристианской мистикой на особую концепцию избранничества - не богоизбранный, так сатаноизбранный.) Глобальный переход человечества в Новое Время от кланового и религиозно-идеологического мысшления к национальному и цивилизационному вполне затронул и евреев. Всемирная еврейская революция стала неотъемлемой составной частью того глобального переворота, который связан в нашем представлении с понятием "Нового Времени". Если учесть, что средневековая модель христианства явно несла в себе черты ветхозаветной (иудейской) организации, то тогда наполняются особым смыслом известные слова Маркса о том, что "эмансипация еврейства" является показателем "эмансипации человечества от еврейства" (т.е. о ветхозаветно-средневекового мышления). Эта еврейская революция преследовала те же цели, что и революции в других обществах: переход от религиозной организации жизни к национальной; это наглядно видно на примере главного достижения Еврейской Мировой революции - государства Израиль, которое создавалось как государство евреев (подразумевалось: иудеев), но которое на практике является достаточно светским (что особенно хорошо видно на примере соседней Палестины, которая существует в проекте как государство национальное, но, как и все "порядочные" мусульманские общества, является образованием в значительной степени религиозным).

    Эмиль Факенхайм
  • О ХРИСТИАНСТВЕ ПОСЛЕ ХОЛОКОСТА
    нажатий:1353
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.jcrelations.net/ru/?item=1593
    "Разве то поколение было более грешным, чем последующие?.. Разве весь народ был испорченным, разве не было праведников в Иерусалиме - ни единого, кто мог бы остановить Божий гнев?.. Нет, его разрушение было предопределено; напрасно осажденный город в тоске искал спасения: вражеская армия сокрушила его, охватив со всех сторон мощным кольцом; и небеса не разверзлись и не послали никакого ангела, кроме ангела смерти... Значит ли это, что праведные должны страдать вместе с неправедными? Что нам на это ответить? Должны ли мы сказать: "С тех пор минуло уже почти две тысячи лет; подобного ужаса мир никогда не видел прежде и не увидит в будущем; мы благодарны Богу за то, что живем в мире и безопасности, за то, что крики тоски тех дней почти не достигают нашего слуха..." Можно ли вообразить что-либо более трусливое и безнадежное, чем такие слова? И разве можно объяснить необъяснимое тем, что это случилось только однажды в истории? И не то ли необъяснимо, что это вообще случилось? И разве тот факт, что это вообще случилось, не может сделать необъяснимым все, даже самые объяснимые события? Мы приводим здесь эту цитату из Кьеркегора, потому что, когда речь идет о христианстве перед лицом Холокоста, этот текст оказывается в самом центре нашей темы. Достаточно даже этого отрывка, чтобы сразу же заподозрить, что христианство, подобно философии, в результате Холокоста дало трещину и ему нужен "тиккун" (Тиккун" на иврите значит "поправка, исправление". Это слово стало одним из ключевых в учении Ицхака Лурии, еврейского мистика XVI в., создавшего один из вариантов каббалы, мистической еврейской теософии. В центре учения И. Лурии находится идея "ломки сосудов" - самоотчуждения Бога в мир - и предстоящего "исправления" ("тиккун"), под которым понимается восстановление целостности божественного бытия и возвращение мира к Богу, т. е. в первоначальное совершенное состояние.)"

    Давид Флуссер
  • Загадка Христа
    нажатий:1327
  • | Книга | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://lib.rus.ec/b/268717/read
    Чтобы правильно судить об образе мыслей и личности Иисуса, желательно кое-что узнать о еврейской религии и еврейском обществе, в котором жил Иисус. То, что Иисус был евреем, само собой понятно, и я не хотел бы здесь это подчеркивать. Я не встречал никаких препятствий, когда говорил об этом на своей родине в Чехии, при Масарике, вплоть до прихода Гитлера. Однако я отдаю себе отчет в том, что здесь мне не стоит слишком много говорить об Иисусе как о еврее, потому что тайна зла уже снова в действии (см. 2 Фес 2:7). То, что было скрыто, было удержано (там же, ст. 6 и 7), сейчас — здесь, и обильными речами я едва ли смогу образумить тех, кто находит удовольствие в неправде (там же, ст. 7, 12). Но не могу и совсем промолчать хотя бы по чисто педагогическим соображениям. Среди ученых я отнюдь не единственный, кто на основании критического анализа источников пришел к выводу, что Иисус был верным своей религии евреем и что он был убит оккупационными властями в качестве такового. На протяжении человеческой истории подобная судьба постигла миллионы его братьев по крови. Если моя книга хоть немного помогла читателю осознать, что жизнь Иисуса — это жизнь еврея, она тем самым облегчила правильное восприятие слов Иисуса и понимание его судьбы. Кто поставит мне в упрек то, что я отдаю свои силы и знания, чтобы сделать доступным для людей достоверный образ Иисуса?

    Мария Эндель
  • РАЗМЫШЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ ВЕРОТЕРПИМОСТИ
    нажатий:1292
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://jewish-heritage.org/jr1a9r.htm
    ДВА ОБРАЗА ИНОВЕРЦА: ХРИСТИАНИН В "КУЗАРИ" И.ГАЛЕВИ И ИУДЕЙ В "ДИАЛОГЕ МЕЖДУ ФИЛОСОФОМ, ИУДЕЕМ И ХРИСТИАНИНОМ" П.АБЕЛЯРА

    Евгений Левин
  • «Апостол языков» за пасхальным столом
    нажатий:1254
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.booknik.ru/context/?id=16636
    Рабан Гамлиэль был активным участником антихристианской пропаганды: по его инициативе в ежедневную литургию было внесено специальное благословение-проклятье, с большой вероятностью нацеленное на евреев-христиан (Шабат, 116a-б, Брахот 27б). Поэтому вполне можно предположить, что, перечисляя пасхальные заповеди, он среди прочего хотел напомнить своей пастве, что евреи удостоились Исхода в прошлом (и удостоятся Избавления в будущем?) именно в награду за соблюдение Закона. Спор между Законом и Благодатью продолжается уже почти две тысячи лет. Поэтому разрешить его за пасхальным столом решительно невозможно – особенно с учетом того, что трапезу следует непременно закончить до полуночи, так что, если слишком долго спорить, не хватит времени поесть. Поэтому остановимся здесь и ограничимся лишь еще одним небольшим наблюдением, вернее, по пасхальной традиции, вопросом.

    Жан Маритен
  • Тайна Израиля
    нажатий:1253
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://jhistory.nfurman.com/shoa/ieshua/ieshua011.htm
    "Когда пытаются исследовать истоки и различные формы антисемитизма, необходимо вспомнить, что в центре - проблема рассеяния Израиля. Здесь мы хотели бы показать, что каковы бы ни были внешние экономические, политические и культурные формы, связанные, с этой проблемой, реально существует тайнасакрального порядка, о которой нам говорит ап. Павел в главах IX, X, XI Послания к римлянам: "Что же мы скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона..."

  • Христианско-Иудейский диалог
    нажатий:1241
  • | Лекция, цикл лекций | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://jhistory.nfurman.com/shoa/dialog-00.htm
    "Задача хрестоматии — ознакомить читателя с основными темами и направлениями христианско-иудейского диалога за последние пятьдесят лет. В книге впервые собраны важнейшие тексты, отражающие широкий спектр взглядов христианских и еврейских авторов, принадлежащих к ортодоксальному, реформистскому и либеральному течениям в каждой из религий. Материал разбит на главы, в соответствии с тематическим принципом, и освещает самые разные вопросы иудейско-христианского диалога. Содержание каждой главы представляет собой ценный источник для исследователей и читателей, желающих получить представления о главных проблемах и тенденциях, которые обнаруживаются в ходе диалог"а.

    Николай Лесков
  • ЕВРЕЙ В РОССИИ.
    нажатий:1238
  • | Книга | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.vehi.net/asion/leskov.html
    НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ПО ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ

    Людмила Улицкая
  • Даниэль Штайн, переводчик
    нажатий:1211
  • | Проза, стихи | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://lib.aldebaran.ru/author/ulickaya_lyudmila/ulickaya_lyudmila_daniyel_shtain_perevodchik/
    Мудрая старуха, обитающая среди книг и молчания. Озлобленная коммунистка, доживающая свой век в израильском приюте. Сорокалетняя американка - якобы благополучная, но искалеченная воспоминаниями. Немка, ради искупления вины своего народа работающая в христианской общине под Хайфой. Католическая монахиня, ныне православная попадья, нашедшая себя на Святой земле. Израильский радикал, неуравновешенный подросток, грустный араб-христианин, специалист по иудаике. Большая политика и частная жизнь. США, Израиль, Польша, Литва, Россия. А в центре этого разрозненного и все же отчаянно единого мира - еврей, бывший "крот" в гестапо, бывший партизан, ныне - католический священник. Человек, чья жизнь объясняет, как люди живы до сих пор, как не утопили себя в ненависти и боли. Новый роман Людмилы Улицкой - о странствиях духа во мраке мира, о том, как всякий ищет и находит свет вокруг и в себе. О кармелите Даниэле - человеке, с чьей жизнью не способна соперничать никакая литература. О человеке, который до последнего дня оставался милосердным солдатом

    Яков Ньюснер
  • Рабби беседует с апостолом Павлом
    нажатий:1210
  • | Книга | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.krotov.info/lib_sec/14_n/neu/sner_0.htm
    Я считаю наш диалог необходимым и угодным Богу актом служения и верности Ему, кто открылся патриархам и матриархам Израиля и заключил завет любви и закона с народом Израиля у горы Синай. Знакомство с христианством помогло мне понять глубже некоторые аспекты Торы. В противном случае я, возможно, не оценил бы их. В ответ я хотел бы открыть христианам возможность узнать Бога через Тору . Двойную Тору, раскрытую в трудах наших мудрецов, - возможность, которая не откроется христианам без иудаизма. Я утверждаю, что перед обеими сторонами стоит задача открыть друг другу то, что каждая из них узнала о Боге благодаря Торе Синая (Ветхому Завету христианства, Письменной Торе евреев). .

    Людмила Улицкая
  • Даниэль Штайн, переводчик
    нажатий:1188
  • | Проза, стихи | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://belolibrary.imwerden.de/books/Ulitskaya/ulitskaya_daniel_shtein.htm
    Мудрая старуха, обитающая среди книг и молчания. Озлобленная коммунистка, доживающая свой век в израильском приюте. Сорокалетняя американка - якобы благополучная, но искалеченная воспоминаниями. Немка, ради искупления вины своего народа работающая в христианской общине под Хайфой. Католическая монахиня, ныне православная попадья, нашедшая себя на Святой земле. Израильский радикал, неуравновешенный подросток, грустный араб-христианин, специалист по иудаике. Большая политика и частная жизнь. США, Израиль, Польша, Литва, Россия. А в центре этого разрозненного и все же отчаянно единого мира - еврей, бывший "крот" в гестапо, бывший партизан, ныне - католический священник. Человек, чья жизнь объясняет, как люди живы до сих пор, как не утопили себя в ненависти и боли. Новый роман Людмилы Улицкой - о странствиях духа во мраке мира, о том, как всякий ищет и находит свет вокруг и в себе. О кармелите Даниэле - человеке, с чьей жизнью не способна соперничать никакая литература. О человеке, который до последнего дня оставался милосердным солдатом

    Юлия Бершадская
  • Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур
    нажатий:1152
  • | Учебная программа | Евреи и христианство | Студенты
    http://hedir.openu.ac.il/kurs/nozr-about.html
    Курс, созданный коллективом под руководством профессора Оры Лимор, посвящен истории взаимоотношений еврейской и христианской общин в средневековой Европе. В нем рассматривается зарождение христианства, его размежевание с иудаизмом и возникновение стереотипа “брата-врага”. Далее описывается процесс создания еврейских общин в европейских городах на основе дарованных им привилегий и причины последующего изгнания евреев из большинства стран Европы. Затрагиваются такие темы, как сходства и различия между евреями и христианами в повседневной жизни; место и значение “еврейской клятвы” в христианском суде; история публичных и частных религиозных дискуссий. Материал курса дает ключ к пониманию не только средневековой, но и современной истории еврейско-христианских отношений. Идея создания курса "Евреи и христиане" подсказаны книгой Яакова Каца "Евреи и неевреи". В Европе евреи и христиане действительно были соседями. Однако, как известно, равенства между ними не существовало. Христиане составляли большинство, евреи всегда оставались в меньшинстве. Авторы курса исходили из предположения, что невозможно изучить историю европейского еврейства без глубокого знания истории общества, внутри которого жили евреи. Точно так же невозможно до конца понять историю христианской Европы, не учитывая ее еврейской составляющей. По вполне понятным причинам курс не может охватить всех проблем, связанных с заявленной темой. Взаимовлияние, диалог еврейской и христианской культур происходили во всех сферах человеческой жизни, что делает эту тему слишком широкой для одного курса. С другой стороны, существует возможность рассмотреть взаимоотношения евреев и христиан в нескольких областях, не ограничиваясь лишь теологическим аспектом проблемы. Именно это мы и попытались сделать в нашем курсе. Части курса посвящены следующим вопросам:

    Фриц Фолль
  • К вопросу об «иудеохристианах» и «обращенных евреях»
    нажатий:1150
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.jcrelations.net/ru/?id=1594
    Для иудеев вопрос об обращенных (принявших христианство) евреях имеет вполне однозначное решение: еврей, присоединившийся к христианской церкви, не может больше оставаться членом иудейской общины. Если еврей начинает признавать божественность Христа, приходит к тринитарному пониманию Бога, входит в христианскую общину через крещение, то все это рассматривается как нечто несовместимое с иудаизмом. При этом обращенные евреи задают вопрос: если даже нерелигиозные евреи, евреи-атеисты продолжают считаться членами еврейской общины, но почему к таковым не относятся евреи, которые отличаются от всех других религиозных евреев только верой в Иисуса Христа? Ведь могло же такое положение иметь место в I в. н.э., до того момента, как церковь окончательно утвердилась в качестве нееврейской и антииудейской общины! После двух тысячелетий глубокой вражды между двумя общинами и параллельного развития в качестве отдельных религий, иудаизм и христианство могут в лучшем случае быть равными партнерами, а в худшем – продолжать противостояние. И некоторые христианские теологи выразили острожную надежду, что обращенные евреи однажды могли бы стать мостом между двумя общинами. Однако для иудеев эта идея неприемлема. Вопрос заключается и в том, что могут достичь христиане из диалога с людьми, которые, очевидно, хотят представлять сразу обе общины

    Евгений Левин
  • От жидов умученные и ханаанские рабы
    нажатий:1140
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://booknik.ru/context/?id=27617
    «Слово о Евстратии Постнике» в свете еврейских классических текстов.

  • Евгений Беркович. Христос в Освенциме
    нажатий:1133
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.jcrelations.net/ru/?id=1593
    Христос в Освенциме. Кризис христианства после Холокоста

    А.С. Михайлова
  • Иудейская диаспора и раннехристианские общины
    нажатий:1119
  • | Книга | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.ecclesia.relig-museum.ru/Researches/mihailova.htm
    Цель данного исследования на основании источников показать взаимоотношения римско–эллинского мира с иудейской и христианской религиями, а также иудейской диаспоры и христианских общин. Для решения поставленной цели мы сформировали блок необходимых задач: 1) обозначить корни и границы распространения диаспоры и христианских общин в рамках Римской Империи; 2) проанализировать источники, повествующие о положении вышеуказанных групп в римско – эллинском мире; 3) рассмотреть явление иудео – христианства; 4) выявить эволюцию вопроса.

    Евгений Левин
  • Ночь перед Рождеством: нитл или Merry Christmas?
    нажатий:1101
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.booknik.ru/context/?id=25646
    В разных странах Рождество празднуют в разное время: католики, протестанты и греки-новостильники – по григорианскому календарю, православные – по юлианскому. Что касается евреев, то поскольку Иисус из Назарета для них не Cпаситель и даже не пророк, то, казалось бы, им до этой даты не должно быть никакого дела. Однако выясняется, что 24 декабря – красный день и еврейского календаря тоже, по крайней мере в некоторых общинах. Вот, например, что говорит нам «Краткий свод законов еврейского образа жизни» (Кицур Шулхан Арух), излагающий обычаи любавических хасидов, хасидей ХаБаД: 24-го декабря по христианскому календарю (нитл), начиная с захода солнца и до полуночи не учат Тору. Смысл этого обычая, по объяснению Любавического реббе, рабби Шалома Дов-Бера, заключается в том, чтобы «не придавать сил скверне. Однако нитл возник задолго до рабби Дов-Бера. По словам профессора Шпербера, еврейские и христианские источники упоминают о подобном отношении евреев к рождественской ночи начиная с XVI века. Существуют различные варианты поведения во время нитл. Чаще всего, вместе изучения Торы в это время играют в шахматы или шашки. Кроме этого, тот же Шпербер упоминает и другие еврейские практики, связанные с нитлом: например, говорить гадости об Иисусе и его матери во время праздничного звона колоколов.

  • Евангелическая Лютеранская Церковь в Америке. Темы для разговора о христианско-иудейских отношениях
    нажатий:1101
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.jcrelations.net/ru/?id=1685
    Темы для разговора" представляют собой комплект из восьми брошюр, изданных Экуменическим отделом Евангелической Лютеранской Церкви в Америке (ЕЛЦА), в которых сформулированы темы для обсуждения и дискуссии по проблематике иудейско-христианских отношений. Брошюры призваны помочь читателю поразмышлять и составить собственное мнение относительно ряда ключевых вопросов, возникающих в рамках продолжающегося внутрицерковного образовательного процесса. В каждой брошюре, в начале первой страницы, указана основная тема для обсуждения, после чего следуют несколько абзацев разъяснений и комментариев. В завершение предлагаются вопросы для дискуссии. Темы сознательно сформулированы таким образом, чтобы выявить и обсудить концепции, в ином случае оставшиеся бы неизученными.

    Николай БЕРДЯЕВ
  • ХРИСТИАНСТВО И АНТИСЕМИТИЗМ
    нажатий:1101
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.vehi.net/berdyaev/ant2.html
    Леон Блуа, страстный католик, писал: "Предположите, что окружающие Вас люди постоянно говорят с величайшим презрением о Вашем отце и матери и имеют по отношению к ним лишь унижающие ругательства и сарказмы, каковы были бы Ваши чувства? Но это именно происходит с Господом Иисусом Христом. Забывают или не хотят знать, что наш Бог, ставший человеком, еврей, еврей по преимуществу, по природе, что мать его еврейка, цветок еврейской расы, что апостолы были евреи, так же как и все пророки, наконец, что наша священная литургия почерпнута из еврейских книг. Но тогда как выразить чудовищность оскорбления и кощунства, которое представляет собой унижение еврейской расы?"

    Пинхас Полонский
  • ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСТВО
    нажатий:1072
  • | Книга | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://psylib.org.ua/books/polon01/
    Я был знаком с некоторыми евреями, которые приняли христианство; я знал, что они – люди порядочные и серьезные. И все-таки я думаю, что интерес к христианству привел их к крещению только по той достаточно внешней причине, что им, при известном духовном голоде, просто-напросто не хватило знаний об их собственном народе, о его истории, культуре и философии, и потому они толком не знали, от чего отказываются и на что решаются. Они потеряли духовную связь со своим народом, а одной только "родовой", кровной связи, конечно, было недостаточно, чтобы удовлетворить этот духовный голод. Я надеюсь, что эта книга, – объясняя, почему евреи отвергли христианство, – в какой-то мере поможет читателю понять еврейский подход к миру, понять своих не отказавшихся от еврейства предков и, таким образом, будет способствовать связи разных поколений нашего народа.

    Пинхас Полонский
  • Евреи и христианство
    нажатий:1063
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.skeptik.net/religion/christ/jews_chr.htm
    Отрывки из книги «Евреи и христианство.Несовместимость двух подходов к миру.»

    Мартин Бубер
  • Два образа веры
    нажатий:1058
  • | Книга | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.lib.prometey.org/?id=2652&page=8
    этой книге я рассматриваю двойственный характер "веры". Есть два - и только два - образа (или типа) веры. Конечно, существует великое множество содержаний веры, но собственно вера известна нам лишь в двух основных формах. Обе они проявляются в нашей повседневной жизни. Одна форма веры выражается в том, что я доверяю кому-либо, пусть даже у меня нет "достаточного основания" доверять этому человеку. Другая форма веры обнаруживается в том, что я, тоже без достаточного основания, признаю истинность чего-либо. В обоих случаях невозможность обоснования указывает не на недостаток моих интеллектуальных способностей, а на существенную особенность моего отношения к человеку, которому я доверяю, или к содержанию, которое я признаю истинным. Это отношение по самой сути своей не строится на "основаниях" и не следует из них. Конечно, всегда можно сослаться на некие основания и причины, но они никогда не смогут объяснить мою веру до конца. Причина здесь всегда отыскивается задним числом, даже если она появляется на ранних стадиях процесса. Иначе говоря, причина возникает вместе с признаками своего позднего происхождения. Это вовсе не значит, что дело идет об "иррациональных феноменах". Моя рациональность, присущая мне способность к рациональному мышлению есть лишь часть, частичная функция моего бытия. Когда же я "верю"- одним или другим образом, - то в веру вступает все мое бытие, целостность моего бытия. В самом деле, вера становится возможной лишь потому, что в отношение, называемое "верой", вовлечено все мое бытие. Но то, что мы называем личностной целостностью, способно осуществиться, лишь если мышление, не искажаясь и не умаляясь, входит в личностную целостность и может действовать в ней, став ее частью и получая от нее свои существенные характеристики. Конечно, недопустимо заменять эту целостность "чувством". Чувство - отнюдь не "все" (вопреки известным словам Фауста), чувство в лучшем случае лишь признак, указывающий, что мое бытие готовится стать целостным, а чаще чувство только вводит в заблуждение: оно создает видимость целостности там, где она на самом деле не состоялась.

    Юзеф Тишнер
  • Иудаизм и христианство о тоталитаризме XX века
    нажатий:1052
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.krotov.info/library/19_t/ish/ner_01.htm
    Задача, которую я тут поставил, - это обозначить сферу диалога между иудейской и христианской мыслью о тоталитаризме. У иудеев и христиан и поныне жива память о тяжких временах двух тоталитарных систем: нацистской и коммунистической, особенно в ее сталинском варианте. Пережитые испытания вызывают ужас, но и будоражат совесть. Надо сделать всё, что в наших силах, чтобы избежать повторения трагедии, - кошмарные воспоминания призваны подарить надежду. Мне хотелось бы сосредоточиться прежде всего на философской области возможного диалога. Почему? Представляется, что цель мыслителей, обратившихся к исследованию тоталитаризма, -лишить его идеологической легитимации. Совершенно очевидно, что критика идеологии тоталитаризма должна отвечать характеру этой идеологии. А характер заключает в себе притязание на рациональность. Тоталитаризм ссылается на науку, рациональную философию, опирающуюся на теоретический опыт. Именно философия обладает средствами критики, соответствующей этим притязаниям. Собственно религиозная критика, то есть в чистом виде богословская, которая в принципе не исключена, по самой своей природе находится на уровне, доступном только верующим, что изначально устраняет как таковую конфронтацию. Однако это вовсе не значит, что философская критика тоталитаризма не имела ничего общего с религией. Но одно дело -религиозное восприятие философии, а совсем другое - рациональные критерии, которыми она оперирует.

    Олег Будницкий
  • Еще раз о евреях и православии
    нажатий:1051
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=14416
    Книга Дж. Корнблат посвящена переходу евреев в православие, которое в 1960-1980-е гг. среди определенной части советской еврейской интеллигенции вошло в настоящую моду. В основе исследования – 35 интервью, которые автор взяла у евреев-православных (по большей части в Москве), а также у эмигрантов в Нью-Йорке, Вашингтоне, Хайфе и Иерусалиме. Переход евреев в православие при советской власти имел совсем другие основания и последствия, нежели при царском режиме: если до революции, приняв православие, евреи автоматически освобождались от большинства ограничений, то в советский период, когда верующие в лучшем случае вызывали подозрения, а атеизм был частью официальной идеологии, крещение могло только добавить проблем. К тому же, многие служители православной церкви были антисемитами в не меньшей, если не в большей степени, чем сотрудники партийных органов.

      предыдущие результаты        ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20