Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Философия, апологетика.;
Виктор Малахов
  • Эманюэль Левинас: феномен "тщетного страдания"
    нажатий:885
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.lu.lv/studiju-centri/jsc/resursi/2-09.pdf
    Эманюэль Левинас: феномен "тщетного страдания" на грани онтологии и этики.

    Эрих Фромм
  • Библейская концепция человека
    нажатий:880
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.i-u.ru/biblio/archive/fromm_bibleyskaja/
    Самое фундаментальное утверждение Библии по поводу природы человека — это то, что человек создан по образу Божию. "И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами земными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:26-27)'. Рассказ, несомненно, отводит этому событию важную роль. Здесь используются два выражения — "образ" и "подобие", и затем, в следующем стихе, та же мысль повторяется. Библейское повествование не только говорит, что человек создан по образу Божию — чуть ниже оно отмечает и опасения Творца, как бы человек сам не стал Богом. Эти опасения ясно высказаны в Быт. 3:22-23. Человек вкусил от древа познания, но, по верному предсказанию змея, не умер; он стал как Бог. От Бога его отличает только смертность. Созданный по образу Божию, ставший как Бог, он не есть Бог — чтобы этого не произошло, Господь выгоняет Адама и Еву из Рая. Прав был змей, сказавший "eritis sicut dei" (будете как боги). То, что человек может стать Богом и что Бог мешает ему достигнуть этой цели, — по всей вероятности, архаическая часть текста. Но все же это место не было выпущено многочисленными редакторами и, видимо, у них имелись на то свои пр

    Адольф АРЦИШЕВСКИЙ
  • ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    нажатий:879
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.pharmnews.kz/Nomera132/ct2.html
    Рамбам заставил современников заново осознать высокое предназначение врача, приравняв его к служению Богу. Медицина не ремесло, а высокое искусство, считал он. А если это так, то главным в искусстве врачевания является фигура врача, особые свойства его личности. Ибо он должен быть не только безупречным диагностом и фармацевтом, не только правильно назначать и проводить лечение, но и благодаря особым свойствам своей личности положительно влиять на психику больного, ведя его к скорейшему выздоровлению. Как очень точно сказал один из биографов Рамбама, история медицины знает и чтит имена врачей, которые “светя другим, сгорали сами”. Именно к таким врачам относится Моисей Маймонид. После Ибн-Сины он явился высшим проявлением медицинского гения – особенно в области врачебной этики.

    Александр Львов
  • Как не закрыть нам лица от стыда и позора
    нажатий:878
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://lvov.judaica.spb.ru/utopia.shtml
    "Как не закрыть нам лица от стыда и позора":утопическая теология Махараля из Праги. "Идеальный мир Торы, созданный Махаралем, не похож на тот, что был в прошлом, и не похож на современность. Этим он, наверное, и интересен. Он существует лишь в книгах, и оттуда бросает нам свой вызов."

    Менахем Мендл Шнеерсон
  • Вера и наука
    нажатий:875
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/emuna/emuna.htm
    Из ответов Ребе на вопросы по еврейской философии. Из переписки с учеными. Об уступках науке

    Йехиэль Цайткин
  • Государство и религия
    нажатий:870
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://rmbm.brinkster.net/talmud/politika.asp
    По книге Авиэзера Равицкого "hа-кец hа-мегуле вэ-hа-мединат hа-йеhудим") "В предлагаемой вашему вниманию статье мы рассмотрим взгляды наших мудрецов на отношения между религией и государством. Под религией мы будем при этом понимать то, что принято сегодня в нерелигиозных кругах называть "религиозной областью": кашрут, шаббат, праздники, ритуалы, молитва и т.п. Иногда при изучении еврейских источников может сложиться впечатление, что иудаизм вообще не говорит о реальности, так как имеет место слишком большая идеализация: в прошлом у нас есть идеальный облик царства Давида и Шломо, но мы не знаем подробностей того, как они руководили государством; а в будущем - царство Машиаха, утопия, которую тоже никто не видел. Реальность же, кажется нам, отлична от книжных представлений: царь, который также является пророком, который руководит народом и воспитывает его (как Давид или Машиах) - это идеализированный образ, а в действительности отношения строились иначе: например, Яннай, потомок Хашмонаим, в борьбе за власть быстро поставил Санhедрин (высший религиозный законодательный орган) на место - и угрозами и силой. Более того, были эпохи, когда в Санhедрине сидели случайные или беспринципные люди, издававшие постановления, которые требовались политическому руководству того времени. То есть, действительность не является черно-белой, и слишком большая идеализация не отвечает на реальные вопросы. Еврейские мудрецы, несмотря на то, что у нас долгое время не было своего государства, тем не менее смотрели на государства существующие, нееврейские, и в своем политическом мышлении делали для себя практические выводы в отношении места hалахи в государстве: как строятся отношения между политическим руководством и руководством духовным. Это также актуальный вопрос и для нас сегодня: каков взгляд Торы на государство, и каково место религиозного руководства (и религии вообще) в государстве".

    МОШЕ-ХАИМ ЛУЦЦАТО
  • ПУТЬ ПРАВЕДНЫХ
    нажатий:869
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://jhist.org/traditions/ramhal_00.htm
    И говорит автор: этот труд я составил вовсе не для того, чтобы учить людей чему-нибудь неизвестному. Нет, я сделал это, чтобы напомнить о хорошо известном, что давно объявлено и провозглашено величайшим и наилучшим образом. Ты найдешь в большей части сказанного мной лишь то, что людям известно. Более того, никто совершенно не сомневается в том, что это известное - справедливо, верно и правильно. Но в той же мере, насколько это известно - а истинность этого известного открыта всем! - настолько же часто люди не обращают на это внимание и забывают о том, о чем я здесь хочу лишь напомнить. Прочтя эту книгу один раз, читатель не найдет в ней почти ничего нового - такого, чего бы он до сих пор не знал. Извлечет ли он пользу для своего ума, если прочтет книгу только один раз? Нет, пользу можно извлечь лишь при повторном и постоянном чтении. Только при этом условии можно помнить то, о чем люди часто забывают. И он вспомнит о своем долге, на исполнение которого до сих пор не обращал достаточного внимания.

    Марк Перах
  • Взлёт и падение библейских кодов
    нажатий:869
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.atheism.ru/library/Perakh_1.phtml
    Аргументация, представленная в предыдущих разделах этой статьи, показывает, что ни ВРР, ни кто-либо другой среди их сторонников не сумел пока что "научно" доказать, что группы ПРБ в тексте Библии - это нечто большее, чем случайные последовательности равноотстоящих букв, которые естественно встречаются в изобилии во всех достаточно длинных текстах.

    Пинхас Полонский
  • Дети пророков
    нажатий:869
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/holidays/shavuot/1.htm
    Рассуждение Пинхаса Полонского об источнике полномочий еврейской власти.

    Рамбам
  • Законы основ Торы
    нажатий:866
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.rambaminrussian.org
    Мишне Тора, Законы основ Торы

    Менахем-Михаэль ГИТИК
  • Знакомьтесь - еврейство!
    нажатий:866
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://mnashe.h1.ru/tora/books/znakom.htm
    Издание, которое вы, уважаемый читатель, держите сейчас в руках, есть опыт ответа на вопрос Кто я? По мнению автора, удовлетворительно на него не отвечают ни наука, ни современная цивилизация вообще. Попытки опереться на «духовные костыли» — разного рода религии и философско-этические системы — не слишком убедительны для человека, живущего в XXI веке. Поэтому автор обратился за ответом к многовековому опыту иудаизма, который апеллирует к вашему, читатель, интеллекту, вашему жизненному опыту, вашим способностям. Выдержавшие трёхтысячелетнее испытание временем рецепты Книги книг заслуживают вашей проверки на разумность.

    Марк Перах
  • РАЗУМНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ИЛИ СЛЕПАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ?
    нажатий:865
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.atheism.ru/library/Perakh_2.phtml
    Нет сомнений, что спор между двумя мировоззрениями будет продолжаться. Однако этот спор на самом деле не имеет отношения к вопросу о религиозных верованиях. Хотя данные науки очевидно противоречат многим конкретным библейским историям, понимаемым буквально (например, о сотворении мира за шесть дней), наука не свидетельствует ни за, ни против веры в божественного творца. Поэтому вопрос о примирении научного и религиозного мировоззрения всегда был и останется делом совести каждого человека.

    Гершом Шолем
  • Основные течения в еврейской мистике
    нажатий:864
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://flibusta.is/b/270131/read
    Проникновение восточной философии, мировоззрения, стиля мышления в европейскую культуру, достигшее своего апогея в предшествующем столетии, во многом сопровождалось осознанием универсальной роли мистических систем, наполняющих глубинным духовным содержанием спекулятивные формы познания. За последние десятилетия российскому читателю были представлены многочисленные научные монографии и популярные издания, посвящённые различным мистическим традициям и феноменам мистического переживания. Но труд Гершома Герхарда Шолема «Основные течения в еврейской мистике», впервые полностью публикующийся по-русски, представляется новым, в своём роде уникальным событием на российском культурном рынке – это первое академическое издание основополагающего для современной иудаики исследования, представляющего целостную картину еврейской мистики. Хотя книга эта была написана в середине минувшего столетия и со времени её первой публикации появилось множество полемических работ, а также было сделано немало значительных открытий, она до сих пор не утратила своего значения. Можно надеяться на то, что выход в свет русского перевода «Основных течений…» обогатит русскоязычную культуру в целом и повлияет на развитие еврейского образования на русском языке. Книга Шолема, отражающая глубоко личностный взгляд учёного полувековой давности, ставит целый ряд новых проблем, коснуться которых мы и постараемся в кратком предисловии. Знакомство с еврейской мистикой по трудам Гершома Шолема чревато парадоксом: с одной стороны, научное осмысление является своего рода фильтром, во многом по-своему преломляющим содержание и ценностную ориентацию традиционного учения; с другой – сама сложная и неоднозначная личность автора накладывает значительный отпечаток на предмет его исследования. Заметки о духовном пути Гершома Шолема призваны удержать читателя от однозначного восприятия оценок, даваемых Шолемом материалу своего исследования. Хотелось бы также, чтобы встреча с данной книгой вызвала у читателя желание ознакомиться не только с критическим подходом научного мышления, но и с оригинальными текстами по еврейской мистике.

    Адин Штейнзальц
  • Сборник статей
    нажатий:853
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://mnashe.h1.ru/tora/books/stenzals.htm
    Статьи раввина А. Штейнзальца

    Мартин Бубер
  • Два образа веры
    нажатий:850
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Buber/_Index.php
    В этой книге я рассматриваю двойственный характер "веры". Есть два - и только два - образа (или типа) веры. Конечно, существует великое множество содержаний веры, но собственно вера известна нам лишь в двух основных формах. Обе они проявляются в нашей повседневной жизни. Одна форма веры выражается в том, что я доверяю кому-либо, пусть даже у меня нет "достаточного основания" доверять этому человеку. Другая форма веры обнаруживается в том, что я, тоже без достаточного основания, признаю истинность чего-либо. В обоих случаях невозможность обоснования указывает не на недостаток моих интеллектуальных способностей, а на существенную особенность моего отношения к человеку, которому я доверяю, или к содержанию, которое я признаю истинным.

    Ицхак Блау
  • Чудеса или этика: какие истории рассказывать ученикам
    нажатий:848
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://shperk.ru/vlc/modules/wfsection/article.php?articleid=582
    Если истории, которые мы рассказываем детям, не считают личные качества подлинным мерилом величия раввина, то тогда отсутствие этих качеств перестает быть проблемой. Если мы хотим воспитать наших учеников порядочными людьми, эту ситуацию надо решительно менять. Ибо ни чудеса, ни рассказы о чудесах никогда не приведут к появления религиозных евреев "первого сорта"

    Карен Армстронг
  • ИСТОРИЯ БОГА
    нажатий:847
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://psylib.org.ua/books/armst01/index.htm
    ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ИСКАНИЯ В ИУДАИЗМЕ, ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ

    Ирина Качур
  • СВОБОДА И МОРАЛЬ В КОНТЕКСТАХ ИУДАИЗМА И ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    нажатий:846
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://zhurnal.lib.ru/k/kachur_i/swobodaimoralxwkontekstahiudaizmaiewropejskojfilosofii.shtml
    В заключение следует отметить: автор статьи глубоко убежден, что нет никакой изначальной рациональности, побуждающей человека к выбору того либо иного мировоззрения. Такие важные для человека понятия, как правда, добро, свобода и проч., за которые люди могут жертвовать жизнью, оправдывают себя только внутри определенной системы мировоззрения. Вне такой системы эти понятия лишены смысла. Поэтому в статье принципиально не содержатся никакие оценочные суждения по поводу представленных здесь идеологий. Предполагается, что каждая идеология может подходить для людей определенного типа. Автор надеется на то, что люди различных верований и мировоззрений смогут сосуществовать вместе, если, более осознанно относясь к самим себе, не будут слепы к иному образу существования или мышления.

    Рафаэль Патай
  • Иудейская Богиня
    нажатий:843
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://LIB.HSGM.RU/index.php?page=art&id=3862
    Исследования, предпринятые в данной книге, показывают, что в среде библейских иудеев существовали другие могущественные религиозные направления, чтобы привлекать и простых людей, и их царей. Важную роль играло поклонение богиням, являвшимся то добрыми, то злыми. Изменившись, уйдя в тень, они не исчезли, им удалось сохранить свою власть над религиозными чувствами людей, чтобы служить связующим звеном между человеком и Богом. Книга известного американского антрополога, ориенталиста и библеиста, автора более 50 книг, впервые переведена на русский язык и предназначена не только специалистам, но и всем, кто интересуется историей, историей религии, образом жизни и мировоззрением людей, живших в мифологические времена.

    Джеймс Кугел
  • Как быть евреем
    нажатий:842
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://lib.rus.ec/b/459214/read
    Известный современный библеист Джеймс Кугел увлекательно и доступно, в форме диалога между двумя евреями — пожилым банкиром и молодым филологом, — рассказывает о проблемах и задачах современного еврейства. Читатель узнает из его книги немало полезного и интересного, и самое главное — что значит в современном мире быть евреем и что для этого нужно делать.

    Михаил Горелик
  • Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем
    нажатий:842
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.judaicaru.org/steinsalz/interview.html
    Автор нового издания, подготовленного Институтом изучения иудаизма в СНГ, – московский литератор Михаил Горелик. Книга называется «Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем» и представляет собой серию интервью с известным во всем мире еврейским мыслителем. Несколько взятых на выбор тем этих бесед, вынесенных в заголовки, свидетельствуют о том, что чтение обещает быть увлекательным: «Не один бык не берет корову в жены», «Почему деревья возрадуются Мессии?», «Поговорим о странностях любви»… В своем предисловии к книге р. А. Штейнзальц пишет; «Наш диалог напоминает мне принцип действия зажигалки. Сталь, кремень – разноцветные искры рождаются из их встречи. Кремень и не подозревает, сколько оттенков огня скрыто в нем. Красный, синий, зеленый – прячутся ли они в камне? А может быть, в стали? Главы этой книги – разноцветные искры. Я искренне надеюсь, что читатели получат от нее удовольствие, соизмеримое с тем, которые получили мы, извлекая эти искры»."

    Мартин Бубер
  • Еврей в мире
    нажатий:838
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Iudaizm/Article/Buber_Evrei.php
    Речь в Еврейском учебном центре во Франкфурте-на-Майне Сама концепция "еврей в мире", в серьезном своем смысле, возникла лишь при определенном стечении обстоятельств. Появление ее совпало не с разрушением еврейского государства Титом, как можно было бы предположить, но с поражением восстания Бар-Кохбы. Когда Иерусалим перестал быть еврейским городом, когда евреям не разрешалось более проживать в собственной стране,— именно тогда оказались они выброшены в бездну мира. С тех пор еврей всегда представал перед миром как человек, чье положение непрочно. В рамках общей непрочности, характеризующей человеческое состояние как таковое, появилась с тех пор разновидность людей, кому было отказано судьбой даже в той малой толике безопасности, которой располагают другие люди. Сознавал он это или не сознавал, но народ наш с тех пор всегда жил на земле, готовой в любое мгновение разверзнуться под его ногами. Всякий симбиоз, в который он вступал, оказывался предательским. В его истории всякое соглашение о содружестве содержало невидимый заключительный параграф, любой союз с другими цивилизациями был проникнут тайной силой раскола. Именно это неизбежное состояние ненадежности имеем мы в виду, когда определяем еврейскую диаспору словом "галут", то есть изгнание.

  • Учитель поколений Рамбам
    нажатий:823
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.judaicaru.org/library/rambam_1.html
    Сборник статей о жизни, творчестве и философии выдающегося философа и раввина Моисея Маймонида (Рамбама).

    Авраам-Ицхак Кук
  • Беседы
    нажатий:820
  • | Книга | Философия, апологетика. | Студенты
    http://jhist.org/traditions/kook.htm
    В 1914 году рае Кук отправился в Европу, чтобы участвовать в международном конгрессе "Агудат Исраэль". Он хотел приблизить эту партию к идее быстрейшего заселения Палестины. Но вспыхнула Первая мировая война и перечеркнула все его планы. Рае Кук нашел себе временное убежище в нейтральной Швейцарии. Этот период был особенно плодотворен для его литературной работы. В 1917 году Авраам-Ицхак Кук был приглашен на должность раввина лондонской еврейской общины. Он дал свое согласие при условии, что сразу после окончания войны ему будет предоставлена возможность вернуться в Эрец-Исраэль. В Англии он развил активную деятельность и был в числе тех, чьи усилия привели к публикации знаменитой Декларации Бальфура. В 1920 году А.-И. Кук принял предложение стать раввином и председателем раввинского суда Иерусалима. Впоследствии он был избран первым в истории ашкеназийским главным раввином всей Эрец-Исраэль. В Иерусалиме он организовал ешиву "Мерказ га-рав"и был ее первым руководителем. Шестнадцать лет - до самой смерти - он возглавлял раввинат Иерусалима и Эрец-Исраэлъ. Этот период ознаменовался самыми крупными достижениями в его общественной деятельности и литературном творчестве. В списке его трудов - более тридцати томов, посвященных иудаизму, Талахе, Агаде, философии, а также ряд прозаических и поэтических произведений. Значительная часть их была опубликована лишь после его кончины. В них рае Кук предстает перед нами как оригинальный и самобытный мыслитель, одаренный публицист, прозаик и поэт, по прежде всего как один из светочей современного иудаизма

    ИЦХАК ЗИЛЬБЕР
  • ПЛАМЯ HE СПАЛИТ ТЕБЯ
    нажатий:819
  • | Книга | Философия, апологетика. | Студенты
    http://www.koob.ru/books/judaism/plamya_ne_spalit_teba.zip
    Однажды, перелистывая старые книги, я нат­кнулся на журнал «Ѓаасиф», изданный в 1887 го­ду. Мое внимание привлекла опубликованная в нем статья А. А. Раковского «Слова Бога нашего исполняются всегда»; она произвела на меня на­столько сильное впечатление, что я решил под­робно изучить затронутую в статье тему: испол­нение пророчеств Торы — и написать об этом по-русски для тех евреев, которые не получили тра­диционного еврейского образования, но задумы­ваются о том, каковы причины удивительной судьбы нашего народа, о его прошлом, настоя­щем и будущем. Надеюсь, что в этой книжке, написанной мною еще в СССР и по памяти восстановленной и до­полненной в Израиле, мне удалось ответить на вопросы моих друзей, а также, возможно, и на ваши незаданные вопросы, дорогой читатель.

      предыдущие результаты    ...       10»  ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20