Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Философия, апологетика.;
Йосеф Дов Соловейчик
  • ОДИНОКИЙ ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК
    нажатий:1035
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/philosof/solov/odino-ch.htm
    "Целью этой статьи не является обсуждение древней проблемы веры и разума. Я не намерен заниматься здесь теорией, но хочу обратить внимание на условия, в которых живет верующий реально существующий человек — среди сложного переплетения тревог и надежд, интересов и нужд, радосгей и печалей. Таким образом, то, что я хочу сказать, проистекает не из философской диалектики, отвлеченных гипотез или объективных беспристрастных наблюдений, а из конкретных обстоятельств и переживаний, выпавших на мою долю. Термин "лекция" здесь не подходит. Речь идет о личной дилемме. Вместо того, чтобы вести беседу в плане теологическом, наставительным тоном, с четким и обдуманным построением фраз, я, нерешительно и запинаясь, буду исповедоваться перед вами, делясь с вами тревогами, тем, что беспокоит меня больше всего и нередко перерастает в осознание кризиса".

    Мордехай Нойгершл
  • Точность Торы
    нажатий:1032
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=84
    Глава из книги "Путешествие к вершине гoры Синай". Книга написана в форме диалога раввина и "исследователя": Исследователь: Возможно ли исторически доказать откровение у горы Синай? Рав: Отвечу вопросом на вопрос: есть ли, по вашему мнению, события, произошедшие в прошлом, или личности, жившие в прошлом, много лет до того, как вы родились, к которым вы можете относиться как к реальным историческим событиям или как к людям, которые жили на самом деле?...

    Лариса Белянская
  • Диалогическая философия Франца Розенцвейга
    нажатий:1016
  • | Учебная программа | Философия, апологетика. | Студенты
    http://www.sefer.ru/_moscow-beliansky.htm
    Данный лекционный курс посвящен одной из самых ярких фигур еврейской и немецкой философской мысли ХХ века – Францу Розенцвейгу (1886-1929). Это философ, принадлежащий к традиции так называемого «диалогического принципа» или «диалогической философии». «Диалогическая философия», помимо Розенцвейга, представлена такими именами, как М.М. Бахтин, М. Бубер, Э. Михель, О. Розеншток-Хюсси, Ф. Эбнер, Г. Эренберг, Э. Левинас. Все эти авторы с трудом вписываются в дискурс академической философии: и в момент своего возникновения, и в последующее время диалогическое мышление оставалось явлением маргинальным, а в чем-то даже откровенно экзотическим. Но с последней трети 20 века и до настоящего времени эта модель философствования, оказавшись созвучной постмодернистскому миропониманию, снова становится темой философских дискуссий и вызывает постоянный интерес исследователей и читателей философской литературы. Курс ориентирован в первую очередь на совместное чтение и герменевтический анализ розенцвейговских текстов, фрагменты которых будут представлены слушателям в русском переводе.

    Меир Левинов
  • МЕССИЯ
    нажатий:1008
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm
    Мессианство в еврейской и христианской традиции. Курс лекций преподавателя Бар-Иланского университета Меира Левинова.

    Александр Милитарев
  • ВОПЛОЩЁННЫЙ МИФ
    нажатий:1007
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.jum.ru/identity/mithr.htm
    "Зачем написан этот текст? Что я хочу им сказать? Во-первых, я хотел бы еще раз привлечь внимание к необычности еврейского феномена в человеческой истории и показать, что многие выходящие из ряда вон парадоксальные свойства и проявления этого феномена невозможно объяснить одними историческими случайностями или внешними факторами. За ними сквозит некий внутренне единый процесс, который должен иметь какой-то комплекс причин, выявляемых на макроисторическом уровне. Две другие задачи, которые я перед собой ставил, выходят за пределы научной и научно-популярной проблематики. Как многих моих знакомых в России и как вообще разных людей в разных странах, живущих современными либеральными ценностями, меня гложут сомнения относительно того, больше пользы или вреда приносит национальное сознание — даже в самой мягкой его форме, совместимой с универсалистской, общегуманистической позицией. Очевидно, что тут много и “за”, и “против”. Разные точки зрения по этому вопросу существовали и в предшествующие эпохи — вспомним явно полемический призыв Павла в Послании к колоссянам к освобождению от национального разделения: “…несть еллин, ни иудей… варвар и скиф” (Кол 3:11). Последние годы, как я уже говорил, я стал больше воспринимать этнокультурную, национальную принадлежность и соответствующее историческое наследие как ценность, и мне хочется поделиться своими соображениями по этому поводу. Что касается именно “еврейского вопроса”, то, если излагаемая ниже гипотеза о некой особой еврейской функции в выборе, выработке и осуществлении стратегии видового выживания имеет под собой почву, то кризис еврейской идентичности, о котором речь впереди, может обернуться потерями — не исключено, что роковыми, — не только для еврейства, но и для всего вида Человек разумный. Это достаточный стимул для открытого взвешенного обсуждения как еврейской темы, так и вообще путей развития человеческой цивилизации, их сегодняшних итогов и сравнительной оценки, — обсуждения не только в научной, но в более широкой заинтересованной аудитории. Думаю, что для такого обсуждения начало III тысячелетия — вполне подходящий повод".

    Ури Коэн
  • Еврейская мысль
    нажатий:995
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Философия, апологетика. | Школьники
    http://www.jafi.org.il/education/russian/Hadracha/All/JewishThought.pdf
    "Еврейская мысль" - образовательная программа по философии и истории еврейского народа, предназначенная для неформального обучения молодёжи 12-22 лет

    Елена Рохлина
  • Хасидизм в средневековой Германии
    нажатий:994
  • | Учебная программа | Философия, апологетика. | Студенты
    http://www.sefer.ru/_moscow-rokhlina.htm
    В рамках предлагаемого курса будут рассмотрены аспекты учения о человеке в творчестве германских хасидов, течения, выделяющегося на карте еврейской мысли в Средние века. Представления об испытании, освящении Имени и назначении человеческого существа станут стержневыми элементами нашего обсуждения тем хасидизма.

    Эммануэль Левинас
  • Трудная свобода
    нажатий:992
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.krotov.info/libr_min/12_l/ev/inas2.htm
    Эмманюэль Левинас (1905-1995) — французский философ, моралист, сформулировал в новом виде всеобщую нравственную максиму, или императив, обогатив ее глубоким смысловым содержанием, выражающим назревшие духовные потребности эпохи. ЭЛевинас разрабатывал этическую концепцию подлинных отношений, которые затронули, преобразовали бы человеческое общение, культуру в целом; в основе нравственно-метафизических принципов учения Э.Левина-са — критический анализ духовной ситуации современного общества. Поддерживая идеи М.Бубера, Г.Марселя, М.Бахтина, других выдающихся мыслителей эпохи, Э.Левинас приходит к убеждению, что философия — это прежде всего мудрость сострадания, мудрость любви. В настоящий том вошли следующие произведения Э.Левинаса: «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля», «Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером», «Трудная свобода», «Гуманизм другого человека», а также посвященное творчеству Э.Левинаса эссе Жака Деррида «Об онтологическом насилии».

    РАМБАМ
  • Путеводитель растеряных
    нажатий:985
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.machanaim.org/philosof/in_more.htm
    Путеводитель растеряных, часть первая. Перевод и комментарий М.А. Шнейдера

    Якоб Нойзнер
  • АРИСТОТЕЛЕВА ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА В ИУДАИЗМЕ
    нажатий:980
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.imperativ.net/imp5/3.html
    В предлагаемой ниже Главе 11 из книги Rabbinic Political Theory: Religion and Politics in Mishnah речь идёт, прежде всего, о разнице между гражданско-политическим статусом домохозяина в греческом полисе и Древнем Израиле, на примере которой раскрывается фундаментальное концептуальное различие между аристотелевой и мишнаитской политологией, шире — между политической философией греко-римской (европейской) и иудейской традиции в принципе. Эта разница в историческом плане восходит к двум доминировавшим в древнем мире способам производства — т. н. "западному" (европейскому) и "восточному" (азиатскому), связанным, в свою очередь, с цивилизационными моделями греко-римского полиса и восточного храмового города — иногда поверхностно определяемыми как западная демократия и ориентальная деспотия ("восточная" модель, как полагает сегодня большинство историков, соответствовала также цивилизационному типу доколумбовой Америки). Интересно, что в эллинистический период возникают политические формацмм смешанного цивилизационного типа или урбанизации, совмещающие в себе характеристики полиса и храмового города (яркий пример этому — Иерусалим, потом — Александрия, Антиохия, Константинополь).Тогда же предпринимаются попытки теоретического и практического сближения различных правовых традиций, в т. ч. римской и еврейской (см. у Филона).

    Михаил Кравцов
  • Статьи о книге "Зоhар"
    нажатий:978
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/zohar2.txt
    Сборник статей исследователя и переводчика М. кравцова о книге "Зогар" - "библии еврейской Каббалы".

    Адин Штейнзальц
  • ЧТО ТАКОЕ ЕВРЕЙ?
    нажатий:971
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.vinnitsa.com/vinjew/09Ru/page4.html
    "Вопрос: что такое еврей? -- это важный вопрос, интересующий каждого, кто имеет хоть какое-нибудь отношение к еврейству, а обсуждение этого вопроса и исчерпывающий ответ на него позволили бы евреям разрешить свои сомнения в том, евреи ли они. Вопрос этот затрагивает самые важные аспекты сущности и бытия еврейского народа. Исчерпывающее и содержательное определение даст возможность установить, существуют ли сегодня евреи, и до каких пор они будут существовать, имеется ли у еврейства внутренняя сущность, не подпадающая под то определение, которое еврейство получает извне от разного рода антисемитов. При этом неважно, будет ли такая дефиниция носить национальный, религиозный или биологический характер и каковы окажутся ее составляющие, -- важно, чтобы она затрагивала самую суть проблемы, а значит, и определяла рамки еврейского бытия."

    Зигмунд Фрейд
  • Этот человек Моисей
    нажатий:970
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://flibusta.is/b/17350/read
    К осени 1938 года у Фрейда уже оставалось мало сил. Все их остатки он вложил в свое последнее, прозвучавшее как взрыв, произведение. То был "Моисеи и монотеизм", по сути - три эссе и два предисловия, написанные значительно раньше и подкреплявшие психоаналитическими соображениями гипотезу (уже выдвигавшуюся неоднократно другими) о том, что Моисеи был египтянин. Даже проведенное кем-нибудь другим, это исследование, где делалась попытка доказать столь спорную идею, обречено было вызвать бурное недовольство; вышедшее из-под пера человека, который - несмотря на свое отрицание еврейской религии - утверждал, что "в главном" он заедино с евреями, оно легко могло быть расценено как интеллектуальная измена. Страстное ощущение Фрейдом своего еврейства не может быть поставлено под сомнение, и поэтому "Моисей и монотеизм" произвел тем большее впечатление на ортодоксальные круги. За много лет до того, в письме Максу Графу, который хотел крестить своего сына, Фрейд недвусмысленно писал: "Если вы не дадите своему сыну вырасти, как еврею, вы лишите его таких источников силы, которые не могут быть замещены ничем другим. Пусть он борется с жизнью как еврей, а вы - помогите ему обрести всю ту силу, которая ему для этого понадобится. Не лишайте его этого преимущества". А еще в 1909 году он говорил Карлу Юнгу, что тот призван стать Иошуа бин-Нуном, который завоюет обетованную страну психоанализа, куда ему, Фрейду, подобно Моисею, не суждено вступить. Артуру Шницлеру, в ответ на поздравление с 70-летием, он писал: 'Эмоционально еврейство все еще весьма существенно для меня", - а издателю швейцарско-еврейского еженедельника "Юдише прессен-централе": "Я всегда очень сильно ощущал родство со своей расой и укреплял это чувство в своих детях..." Когда местное отделение "Еврейского научного института" приветствовало его прибытие в Англию, он ответил его членам весьма решительно: "Вы, несомненно, знаете, что я всегда охотно и с гордостью принимал свое еврейство, хотя мое отношение к любой религии, включая нашу, критически негативно".

    Александр Львов
  • Что такое иудаика?
    нажатий:967
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://lvov.judaica.spb.ru/judaica.shtml
    Бурно развивающееся во всем мире направление гуманитарных исследований - иудаика - в России делает свои первые шаги. Комплексное изучение еврейской цивилизации как своебразного явления мировой культуры было, конечно же, невозможным в годы советской власти. Более или менее дозволенными оставались лишь отдельные узко очерченные области: филология иврита, история Древнего Востока, кумрановедение. Огромные пласты еврейской истории и литературы - эллинистической, средневековой, современной - оставались невостребованными российской наукой. Впрочем, это в какой-то мере соответствовало общему состоянию иудаики конца XIX - начала XX века, озабоченной в первую очередь реконструкцией первооснов, выявлением корней еврейской религии и культуры, очищением их от того, что считалось менее важным, менее заслуживающим внимания, - от "позднейших напластований".

    Амир Ацель
  • Почему наука не отрицает существование Бога?
    нажатий:966
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://flibusta.net/b/403117/read
    Цель этой книги – защита целостности науки. Я твердо убежден в том, что духовность, религия и вера должны играть важную роль в нашей жизни. Они помогают нам смирять гордыню перед лицом великих чудес природы; сохранять социальные ценности, проявлять заботу о слабых и бедных; внушают нам надежду на будущее и позволяют сохранять нравственность в безумно сложном современном мире. Наука и духовность – неразрывные составные части поиска истины и смысла; они вместе помогут нам обрести способность понять необъятный космос и наше место в нем. При создании этой книги я не придерживался ни одной конкретной религиозной традиции и не собираюсь защищать наши (зачастую скомпрометированные) религиозные учреждения и институты. Моя цель – разграничить сферы науки и веры и покончить с путаницей, посеянной теми, кто желает именем науки разрушить веру. Как ученый, на протяжении четверти века занимавшийся сложнейшими проблемами физики и математики, я прекрасно понимаю всю меру риска, на который иду, публикуя эту книгу. На ее страницах я возражаю против высказываний многих выдающихся ученых и мыслителей и осознаю, что моя книга подвергнется серьезной критике. Думаю, что некоторые высказывания нанесли вред науке, и считаю своим долгом восстановить границы между строгой логикой и непроверенными гипотезами.

  • Философия Иудаизма
    нажатий:964
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Философия, апологетика. | Школьники
    http://webstudio.il4u.org.il/projects/philosophy/nothing.html
    Философия Иудаизма

    Акива ТАТЦ
  • ЖИТЬ ВДОХНОВЕННО
    нажатий:957
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://istok.ru/library/books/taz-live/
    "В этой книге рав Татц показывает, как знание глубинных идей и принципов Торы, особенностей ее подхода помогает раскрыть повседневные явления нашего бытия. Татц анализирует с читателями жизнь в целом и отдельные испытания, сопутствующие ей. Все - личные отношения, неожиданные ситуации, даже жизненные проблемы и сомнения - может стать трамплином к вдохновению. Рабби Татц ярко высвечивает отдельные глубинные идеи еврейской философии. Его удивительная способность связывать эти идеи с повседневными явлениями и проблемами вызывает неизменный интерес у людей во всем мире. Эта книга раскрывает новые грани бытия, освещает путь к духовным вершинам жизни."

    Арье Барац
  • Между культурой и культом
    нажатий:951
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://abaratz.com/fil-f.htm
    Религиозно - философские статьи, опубликованные в газете "Вести" за 1994-2001г

    Евгений Левин
  • Ультраортодоксы и "aутентичный" иудаизм
    нажатий:949
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://korni.jewishworld.ru/Levin.htm
    Данная статья состоит из двух частей. Первая из них будет посвящена вопросу, должен ли еврей, согласно еврейской традиции, совмешать изучение Торы с полезным трудом. Во второй мы попытаемся понять, противоречит ли занятие наукой и/или увлечение светской культурой традиционному религиозному идеалу.

    Авраам-Ицхак Кук
  • О СВЯТОСТИ КНИГИ "ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЗАБЛУДШИХ"
    нажатий:946
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/philosof/rambam/svyat.htm
    Рассуждение р. Кука о Рамбаме и его философии.

    Евгений Левин, Марина Карпова
  • Свобода выбора и философия Рамбама
    нажатий:943
  • | План урока | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://shperk.ru/vlc/modules/wfsection/article.php?articleid=752
    Свобода выбора - один из центральных вопросов любой религиозной философии. Свободен ли человек в своем выборе? Может ли он сам решать, как ему поступать в каждой конкретной ситуации? Или же все его поступки предопределены заранее, и возможность выбора является лишь иллюзией? Какие религиозные и философские проблемы связаны со свободой выбора?

    Моше Зильберг
  • ЗАКОН И ЭТИКА
    нажатий:937
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/ustntora/zilb/zakon.htm
    Моше Зильберг родился в 1900 г. в Литве. Был до последнего дня своей жизни судьей в Высшем Суде Справедливости Государства Израиль. Получил религиозное образование в ешивах Литвы: "Мир", "Слободка", "Новогрудок". Изучал философию, математику и физику в университете Марбурга. С 1923 г. изучал право в университете Франкфурта. В 1926 г. получил степень доктора права. В 1929 г. прибыл в Эрец-Исраэль. Был учителем Талмуда в Тель-Авиве; с 1934 по 1948 гг. работал юристом; с 1948 г. - окружной судья в г. Тель-Авиве и с 1948 г. - судья Высшего Суда Справедливости; с 1965 г. - постоянный заместитель председателя Высшего Суда Справедливости, по день смерти. Был профессором Иерусалимского университета

    Александр Львов
  • Акедат Ицхак в еврейской философии
    нажатий:929
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://lvov.judaica.spb.ru/akeda.shtml
    Конечно, есть объяснения всему, что случилось с Авраамом. Рав Кук, например, говорит, что Аврааму нужен был какой-то предмет, вещь, действие, которые могли бы стать сосудом, вместилишем великого света, притянутого Акедой. Баран, жертвоприношение стали этим сосудом и сохранили этот свет для будущих поколений, и на горе Мориа был построен Храм, и туда приходили евреи в праздники паломничества, о чем и сказано "на горе Господней усмотрится" - или "явится" (). Если это объяснение в терминах каббалы кажется кому-то философским - что ж, я не буду возражать. Но даже Рамбам (Маймонид), единственный, кажется, человек, к которому в самом деле применимо определение "еврейский философ", поскольку он, Маймонид, был великим раввином и великим философом, даже он разделял области заповеди и философии, усматривая между ними еще одну, промежуточную ступень - пророчество. И посему текст Акедат Ицхак остается загадкой, испытанием для философии, может быть, до тех пор, пока земля российская не породит здесь, в Петербурге, своих собственных, "Маймонидом" же дипломированных Маймонидов.

    Рабби Моше-Хаим Луцатто
  • Диалог об основах мироздания - ДААТ ТВУНОТ
    нажатий:928
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/daattvunot/
    Книга "Даат Твунот", написанная рабби Моше-Хаимом Луццато (РаМХаЛем) – одна из наиболее значительных книг по еврейской философии, написанных за все времена. Трудно сформулировать основную тему книги – РаМХаЛь затрагивает в ней едва ли не все сложнейшие вопросы еврейского мировоззрения. Благодаря переводу рава Лейба Саврасова этот фундаментальный труд стал доступен русскоязычным читателям.

    Ниссан Миндель
  • Философия ХаБаДа
    нажатий:921
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.judaisminrussian.com/library/chabad/index.php
    Настоящий том представляет собой попытку охарактеризовать мысль рабби Шнеура Залмана, а именно созданную им философскую систему Хабада. Эта книга является дополнением к биографии основателя движения Хабада, написанной тем же автором и опубликованной ранее. Основным источником этого сочинения послужила книга рабби Шнеура Залмана Ликутей Амарим (Тания), признанная классика Хабада, - книга, которая почитается "Писаным Законом" (Тора шеби-хтав) Хабада. Время от времени в качестве источников использовались и другие труды рабби Шнеура Залмана. Однако автор надеется в дальнейшем написать продолжение этой работы о философии рабби Шнеура Залмана, основанное на изучении, главным образом, двух других его сочинений – Тора Ор и Ликутей Тора, с тем, чтобы дать более исчерпывающее исследование вопроса. Из-за краткости настоящего тома, а также и потому, что в нем очень мало непосредственных выдержек из трудов рабби Шнеура Залмана, мы предусмотрели Приложение, содержащее избранные места из книги Тания (Часть 1), которые имеют прямое отношение к основным сюжетам этой работы. Благодаря этому вдумчивый читатель получит возможность не только расширить свои знания в рассматриваемых здесь вопросах, но и сможет ознакомиться со стилем и методом изложения изучаемого мыслителя. Настоящий том может служить лишь общим введением в философию Хабада. Для более полного и глубокого ее изучения читателю следует обратиться к оригинальным трудам рабби Шнеура Залмана, а также к "Устному Закону" Хабада, к его обширной литературе, которая создавалась семью поколениями учителей Хабада, включая и нынешнего его главу, рабби Менахема Шнеерсона, Любавичского Ребе".

      предыдущие результаты           ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20