Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Философия, апологетика.;
Михаэль Гитик
  • Лекции
    нажатий:4131
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://mmgitik.com/
    Видео-лекции Михаиля Гитика:"Дотронуться до бесконечности" и "Два машиаха"

    Ури Амос Шерки
  • Лекции
    нажатий:2999
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    https://ontario14.wordpress.com/%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D1%83%D1%80%D0%B8-%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81-%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8/
    Переводы лекций раввина Ури Шерки на русский язык:

    Давид Палант
  • Тайны еврейского алфавита
    нажатий:2952
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.judaicaru.org/tora/letters_1.html
    Сказанное в этой книге может быть сведено к одной фразе, которую мы находим в Мидраше: «Двадцатью двумя буквами еврейского алфавита создан мир». Отображая духовные реалии, комбинации которых создают все многообразие окружающей нас Вселенной, алфавит святого языка, иврита, не является, подобно другим системам письменности, результатом «неписаного соглашения» в обществе. Неспроста еврейское законодательство так педантично оговаривает написание каждой буквы в свитке Торы - до такой степени, что малейшее искажение формы даже одной из них делает весь свиток непригодным. В кабалистических источниках каждая из букв и ее графическое изображение стали объектом пристального изучения. На эту тему написаны десятки томов, изучение которых требует многолетнего труда. Мы постарались вкратце коснуться этой гигантской темы, с тем, чтобы сделать ее доступной для широкого круга читателей.

    Эльхонон Вассерман
  • О вере
    нажатий:2529
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=279
    Статья р. Ваccермана о принципах еврейской веры.

    Гершом Шолем
  • ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ МИСТИКЕ
    нажатий:2477
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm
    Главы из книги Гершома Шолема, одного из крупнейших специалистов по каббале и еврейской мистике.

  • Рабби Мойше Бен Маймон - Маймонид (1135 г. – 1204 г.)
    нажатий:2439
  • | Сайт, библиотека | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.rambaminrussian.org/
    Сайт, посвященный жизни и творчеству выдающегося философа, раввина и врача Моисея Маймонида.

    Ури Гершович
  • Галаха и философия: основы учения Рамбама
    нажатий:2268
  • | Учебная программа | Философия, апологетика. | Студенты
    http://hedir.openu.ac.il/kurs/galaha-about.html
    Наследие Рамбама вызвало бурные споры, начавшиеся еще при его жизни и продолжавшиеся в течение многих поколений. Полемика вокруг его творчества не утихает и в наши дни. Предметом дискуссии является, в частности, вопрос о цельности учения Рамбама. Как известно, творчество Рамбама посвящено двум основным темам: еврейскому закону, галахе, с одной стороны, и философии, с другой; существуют разногласия по поводу ответа на вопрос, в какой степени эти две "половинки" его учения складываются в единое, гармоничное мировоззрение, всегда ли согласны друг с другом Рамбам-раввин и Рамбам-философ. Проблеме соотношения галахи и философии в творчестве Рамбама уделяется большое внимание в настоящем курсе, она определяет его структуру и содержание. Мы коснемся также новаторских аспектов учения Рамбама, которые на протяжении поколений вызвали одновременно и самые восторженные отклики, и резкую критику, нередко являясь отправной точкой для оценки взглядов Рамбама и его наследия. Мы обратим внимание читателя на разнообразные подходы к творчеству Рамбама, стараясь как можно вернее передать мнения всех сторон, объяснить их внутреннюю логику, указать сильные и слабые стороны их аргументации. Вместе с тем, данный курс не является компиляцией мнений по интересующему нас вопросу; автор его исходит из концепции, предполагающей мировоззренческую цельность учения Рамбама, и ставит своей задачей доказать ее правоту. Еще одной отличительной особенностью курса является стремление дать читателю возможность непосредственно ознакомиться с творчеством Рамбама, для того, чтобы он смог составить собственное, непредвзятое представление об его взглядах и концепциях. Поэтому в каждой части приведено немало отрывков из трудов Рамбама, подвергаемых тщательному анализу и сопровождаемых комментариями. Мы надеемся, что по мере продвижения в изучении курса у читателя выработается навык работы с непростыми философскими и галахическими текстами, который облегчит ему самостоятельное изучение подобного материала в дальнейшем.

    Рамбам
  • Законы основ Торы
    нажатий:2263
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.rambaminrussian.org/text_files/yesodey0.htm
    "Законы основ Торы" из "Мишней Тора" - фундаментального галахического кодекса великого раввина и философа Моисея Маймонида.

    Арье Барац
  • ФЕНОМЕН ИУДАИЗМА
    нажатий:2223
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://abaratz.com/fen-f.htm
    Книга "Феномен иудаизма" написана в Москве в 1990 году и тогда же издана там Еврейской культурной ассоциацией. Книга рассматривает место традиционного иудаизма в ряду мировых религий и особенности его взаимоотношений с секулярной культурой.

    РАМБАМ
  • О воскресении мертвых
    нажатий:2205
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://rmbm.brinkster.net/library/tm.aspx
    Подход Рамбама выгодно отличается от многих других, производя впечатление наиболее логичной и продуманной системы. К сожалению, литература по Торе, особенно русскоязычная, просто напичкана разного рода произведениями, производящими на неподготовленного читателя впечатление дикой бессмыслицы. Такого, конечно, быть не должно, но это происходит, и удивляться этому не приходится, так как дело даже не столько в том, что некоторые авторы ошибаются, сколько в том, что они сами недостаточно хорошо понимают то, о чем пишут. Очень жаль, однако, что это отталкивает людей от Торы. Мне очень хочется надеяться, что слова нашего великого Учителя произведут другое впечатление.

    Б.И.Берман
  • Библейские смыслы
    нажатий:2175
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/BERMAN/smysl.txt
    "Книга составлена на основании магнитофонных записей лекций и бесед Б.И.Бермана (1957--1992) -- преподавателя Еврейского Университета Бар-Илан (Израиль), директора и научного руководителя "русских программ" в Педагогическом Институте им. Я.Герцога в Иерусалимском Институте Д.Хартмана; Б.И.Берман -- автор книг "Шма" (Иерусалим, 1990 г.), "Сокровенный Толстой" (Москва, 1992 г.). В "Библейских смыслах" подробно и последовательно раскрываются те подлинные смыслы и значения библейских текстов, которые они имеют на языке первоисточника, адекватный перевод с которого на европейские языки далеко не всегда возможен. Такого рода знания до сих пор почти не были востребованы русской культурой. Первая книга "Библейских смыслов" выявляет библейский взгляд на истоки той драматической ситуации, в которую поставлен человек на Земле, и осмысливает этапы вхождения зла в человеческую жизнь. Эта книга охватывает первые семнадцать глав книги Бытия, где речь идет о Днях Творения, о грехопадении Адама, о Каине, допотопном растлении, Потопе, Вавилонском строительстве и о начале пути Авраама".

    Леви бен Гершом (Герсонид)
  • Битвы Бога ("Милхамот ѓа-Шем")
    нажатий:2135
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://mesto.org.il/2010-10-11-19-05-31/jewishlib/864-ralbag1
    Рабби Леви бен Гершом – Ральбаг (1288–1344), знакомый европейцам как Герсонид, является одним из наиболее значительных еврейских мыслителей средневековья. И хотя Ральбаг еврейскому миру известен прежде всего как комментатор Танаха, а христианам средних веков и нового времени как астроном, его основной труд "Битвы Бога" посвящен рассмотрению наиболее важных теологических вопросов: сотворен мир или он вечен, существует ли жизнь после смерти, почему возможно предвидение будущего, а также многих других. Эти вопросы он рассматривает через детальное исследование и критику преобладающей в современном ему мире философии Аристотеля. Одна из наиболее существенных черт этого философского труда в том, что рассмотрение теологических вопросов в нем теснейшем образом связано с рассмотрением эмпирической, прежде всего астрономической, реальности. Ральбаг не прост для чтения, но, как замечает, С. Фельдман, переведший "Битвы Бога" на английский, "те ученые, что сумели преодолеть внешние препятствия на пути к существу этой книги, обнаружили в ней философскую яркость, смелость и оригинальность."

    Арье Стриковский
  • Аризаль - великий кабалист (раби Ицхак бен Шломо Лурия)
    нажатий:2130
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.judaicaru.org/library/arizal_1.htm
    Книга о жизни и учении великого каббалиста раби Ицхак бен Шломо Лурии (Аризаля).

    Моше Хаим Луцатто
  • Очерк об основах иудаизма
    нажатий:2089
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/library/ikarim/index.htm
    Книга одного из крупнейших иудейских богословов рабби Моше Хаима Луцатто (1707—1746) — является частью «Устной Торы» и одной из авторитетнейших систематизации основных концепций иудаизма. Концентрированное и ясное изложение делает эту книгу незаменимым пособием для всех, стремящихся лучше понять основы иудейской религии — как для новичков, так и для знатоков. Как отмечал раввин Арье Каплан, переводчик трудов Луцатто на английский язык, знаменитый Виленский Гаон считал, что рабби Луцатто обладал самым глубоким пониманием иудаизма, какого может вообще достичь смертный и добавлял, что если бы Луцатто был бы его современником, рабби Элиаху прошел бы пешком весь путь от Вильно до Италии, чтобы иметь возможность сидеть у ног рабби Луцатто и внимать его словам.

    Арье Барац
  • ТАМ И ВСЕГДА
    нажатий:2062
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://abaratz.com/tam-f.htm
    Возможно ли отыскать единую для всех людей религиозную истину? Может ли эта истина быть представлена какой-либо одной конфессией или она достижима только на пути согласования многих вер? Могут ли различные религии найти общий язык? Может ли вообще существовать такой общий язык, позволяющий каждой религии исповедовать свою исключительность? Эти и другие вопросы поднимаются в книге «Там и всегда. Введение в психоаналитическую теологию », ждущей своего издания.

    Натан Авиэзер
  • В Начале. Сотворение мира и наука
    нажатий:2028
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/tanach/in_av.htm
    Книга профессора Бар-Иланского университета, посвященная "примирению" Торы и науки. "Для верующего еврея слова Торы - абсолютная истина. Но тогда как же он должен относиться к результатам научных исследований? Этот вопрос на протяжении веков привлекал к себе внимание исследователей Торы, которые старались быть в курсе современных научных знаний и, по возможности, использовать их для новой интерпретации того или иного отрывка Торы. Настоящая книга профессора Авиезера является продолжением этой традиции. За последние несколько десятилетий была накоплена огромная масса новой научной информации. Такие важнейшие технологические достижения, как создание транзистора, компьютера, лазера и др., дали возможность производить эксперименты, о которых прежде можно бьло только мечтать. Не следует забывать, что еще сравнительно недавно многие научные теории строились, в основном, на догадках и логических умозаключениях. Теперь ситуация радикально изменилась. Ряд отраслей науки - космология, геология, молекулярная биология и другие - впервые получили серьезное экспериментальное подтверждение. Новое объяснение научных фактов нередко ведет к совершенно неожиданным последствиям. Так, в наших взглядах на мир произошла, в сущности, истинная революция. Явно настало время задать вопрос: как должен относиться к этим новым научным открытиям человек, верящий в Бога? Книга профессора Авиезера, посвященная этому вопросу, пытается найти соответствие между новейшей научной информацией и утверждениями Торы. В своем исследовании профессор Авиезер касается всех областей науки, имеющих отношение к рассказу о сотворении мира в Книге Бытия, в том числе космологии, астрономии, геологии, биологии, антропологии и археологии. Выдающийся ученый показывает, насколько точно новейшие научные данные во всех этих областях соответствуют тексту Книги Бытия. Более того, для многих выражений из Книги Бытия, представлявшихся до сих пор неясными и туманными, он сумел найти точное объяснение в свете современных научных знаний".

    Перл Бессерман
  • Каббала и еврейский мистицизм
    нажатий:2027
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.koob.ru/perl_besserman/kabbala_i_evreiskii_mistitcizm
    Автор данной публикации – Перл Бессерман (Perle Bessrman), Перл Бессерман, одна из потомков Баал Шем Това, изучала еврейский мистицизм под руководством рабби Цви Иегуды Кука и рабби Арие Каплана. Автор нескольких трудов по мистицизму, в т.ч. «Каббала: Путь еврейского мистика» (издана под именем Перл Эпштейн), редактор книги «Учение еврейских мистиков». Ведёт семинары и читает лекции в США и Европе на тему духовного совершенствования женщин. На amazon.com есть порядка пяти ее книг на английском языке.

    Адин Штейнзальц
  • Разговор о кабале
    нажатий:1996
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.judaicaru.org/steinsalz/kabala_frame.html
    Электронная версия брошюры р. Адина Штейнзальца "Разговор о кабале".

    Менахем-Михаэль ГИТИК
  • Знакомьтесь - еврейсво
    нажатий:1963
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.evrey.com/texts/znakom.htm
    "Основой данного издания явился курс об основах иудаизма, который автор читал на протяжении шести лет в ульпане иудаизма при бейт-мидраше "Томер Двора". Бейт-Мидраш "Томер Двора", в котором автор имеет честь учиться, его атмосфера, его раввины - очевидные соавторы всего хорошего и удачного, попавшего на эти страницы (все остальное на совести автора). Но совершенно особую благодарность я хочу выразить своему учителю, раввину Моше Франку, чьи уроки на протяжении последних 14 лет, являлись для меня постоянным духовным каналом, по которому я и получил почти все из того немногого, что мне удалось усвоить".

  • "Сефер а-мицвот" ("Книга заповедей")
    нажатий:1951
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Философия, апологетика. | Студенты
    http://hedir.openu.ac.il/kurs/galaha-book.html
    Обратимся к отрывкам из «Сефер а-мицвот», наглядно демонстрирующим, что Рамбам, даже занимаясь обсуждением галахи, не может не коснуться общих философских и мировоззренческих проблем. Разумеется, следует иметь в виду, что «Сефер а-мицвот» – это прежде всего галахическое произведение, и анализ этой книги со всеми ее многочисленными нововведениями (заповеди, включенные в перечень или, напротив, не перечисленные, определение заповедей и прочее) должен быть направлен в первую очередь на ее галахический аспект. Однако в рамках данного курса нас интересует, главным образом, возможность сочетания воедино галахи и философии, поэтому мы обратимся именно к этой проблеме. Рамбам пишет, объясняя девятый «корень»:

    Денис Прейгер, Джозеф Телушкин
  • Восемь вопросов об иудаизме
    нажатий:1925
  • | Книга | Философия, апологетика. | Студенты
    http://lib.rus.ec/b/123204
    Как-то мы летели с Дэнисом рейсом дальнего следования, и Дэнис спросил стюардессу, знает ли она, что такое кошерная пища. "О, это просто продукты, благословленные раввином", ответила девушка. Заинтригованный таким объяснением, я обратился с тем же вопросом к другой стюардессе на обратном пути. И получил тот же ответ. Правда, на этот раз девушка поинтересовалась: "А что если раввин благословит свинью, свинина тоже станет кошерной?" Стараясь казаться серьезным, я ответил: "Нет, свинья не станет кошерной, но раввин перестанет быть кошерным". Стюардесса рассказала нам, что имеет некоторое представление о законах кашрута: когда-то она встречалась с евреем… Я находился в раздумье весь остаток полета. Законы кашрута, думал я, предписывают евреям вот уже многие тысячи лет, что убивать животное для пищи следует как можно менее болезненно (для животного), что еврею нельзя есть ЛЮБУ Ю живность по прихоти и что еврею нельзя быть ОХОТНИКОМ. Сегодня, думал я, кашрут, как, впрочем, и иудаизм в целом, после трехтысячелетнего традиционного стремления к нравственности, превратился просто в мистический ритуал: многие искренне верят в то, что где-то в США куры маршируют мимо раввина, благословляющего их для "кошерной пищи". Смешно и грустно… Иудаизм для меня — суть и соль жизни. В шестилетнем возрасте я поступил в еврейскую школу, где изучал иврит и иудаизм по четыре часа в день. В юношеском возрасте я освоил Закон, еврейскую теологию, историю еврейства. Любовь к иудаизму была привита мне еще моим дедом, раввином Ниссеном Телушкиным. благословенна память о нем. Я никогда не забуду, как дед поцеловал меня в макушку за несколько недель до своей кончины, когда я объявил о своем намерении учиться на раввина. Дед был раввином с 1902 по 1970 год. Для меня он был олицетворением иудаизма. И я мечтал продолжить семейную традицию… Вторым вдохновляющим примером были мои родители. создавшие вокруг меня атмосферу широты мышления и глубокого интереса к иудаизму. Ну, а третьим вдохновляющим фактором был мой однокашник Дэнис Прейгер: эмоционально и интеллектуально мы всегда были с ним "на одной волне". В течение семнадцати лет мы пробирались вместе сквозь дебри жизненных трудностей, проникая все глубже и глубже в бездны премудростей иудаизма… Должен признаться, что я не всегда в ладах с Богом. Любой религиозный еврей, познавая трагические аспекты еврейской истории, непременно будет отвечать меткому определению Эли Визеля: "Еврей может любить Бога или ссориться с Ним, но он не может Его игнорировать ". К сожалению, большинство современных евреев отличаются именно последним', они игнорируют и Бога, и иудаизм. Они забывают смысл слов, повторяемых тысячелетиями'. "Миссия евреев заключается в совершенствовании мира по закону Бога". Смысл еврейского существования отнюдь не в том, чтобы есть еврейские блюда и рассказывать еврейские анекдоты, пересыпая речь выражениями на идише. Смысл — в борьбе против зла, в уменьшении страданий человечества. Мне больно видеть, как часто забывается эта простая заповедь… Наша книга — попытка напомнить о ней. Напомнить всем — евреям и неевреям. Стюардессам и их кавалерам.

    А.В.Смирнов
  • Саадия Гаон и его «Комментарий на “Книгу творения”»
    нажатий:1905
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/saad.htm
    Статья а. Смирнова о философии первого средневекового еврейского философа Саадии Гаона.

    Шмуэль–Яаков Вайнбер
  • Разумно ли не верить в Б-жественность Торы?
    нажатий:1879
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.migdal.org.ua/judaism/5000/
    "Так давайте честно ответим себе, верно ли все вышесказанное, есть ли у нас достаточно оснований не считаться с приведенными доводами? Объяснимо ли то, что из всего человечества только еврейский народ обладает перечисленными фактами непостижимой уникальности, не находящей себе равных в истории? Где обоснование этому, где логика? Поэтому и завершить лекцию я бы хотел вопросом: разумно ли не верить в Б-жественность Торы? "

    О. Ладоpенко
  • Классическая еврейская мистика
    нажатий:1875
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://tzone.kulichki.com/religion/occult/kabbala.html
    Каббала пpедставляет собою уникальное явление в истоpии мистицизма. В ней сосуществуют мистические, эзотеpические элементы, пеpеплетаются тpадиция свеpхpазумного постижения Абсолюта и тpадиция сакpального, тайного знания. Если под мистикой понимать пpактику и теоpию непосpедственного слияния с Божеством, то лишь немногие каббалисты могут считаться мистиками. По мнению кpупнейшего в XX в. исследователя этого учения Г. Шолема, каббала (особенно в том ее виде, котоpый нашел свое выpажение в "Зогаpе") пpедставляет собой теософию - стpемление pаскpыть тайную жизнь Бога и отношения между божественной жизнью, сотвоpенной Вселенной и человеком. "Каббала может считаться мистицизмом, поскольку она стpемится к постижению Бога и твоpения, чьи внутpенние элементы - свеpх всякого понимания интеллектом. В сущности, эти элементы были получены в каббале чеpез созеpцание и озаpение, котоpые пpедставляются каббалой как пеpедача пеpвоначального Откpовения".*3 Для каббалистов истинная интуиция совпадает с истинной тpадицией; учение, сосpедоточивающееся вокpуг непосpедственного личного контакта с миpом Божественного, понимается как "скpытая мудpость"тpадиции.

    Натан Авиэзер
  • Вера в эпоху науки
    нажатий:1868
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.machanaim.org/philosof/in_aviez.htm
    Тема взаимоотношения науки и религии периодически испытывает волнообразный подъем интереса. Быстрое увеличение знаний в течение последних десятилетий приводит многих людей к вопросу: какие последствия могут иметь новые научные открытия для людей, верующих в Бога? "Вера в эпоху науки" показывает, насколько глубоко современная наука влияет на религиозное верование. Профессор Натан Авиезер подчеркивает, что вера в Бога и в правдивость Библии совершенно не требует отказа от рационального мышлении. Совсем наоборот современные научные открытия становятся важным инструментом понимания различных Библейских эпизодов и тем самым способствуют более глубокой религиозности. "Вера в эпоху науки" обсуждает самые существенные аспекты религии веру, молитвы, чудеса, свободу воли, возникновение человечества, жизнь на других планетах, хаос, взаимодействие между Богом и миром показывая, как последние научные достижения придают новое понимание и более глубокий смысл непреходящему миру Торы.

         ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20