Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Философия, апологетика.;
Давид Флуссер
  • У истоков еврейского гуманизма.
    нажатий:1109
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.jcrelations.net/ru/?id=1596
    заключение следует сказать следующее: благодаря “По­сланию Аристея” мы выяснили, что уже во II в. до н.э. существо­вало в еврейской религиозной мысли требование поступать ми­лосердно по отношению ко всем людям без исключения, так как Пресвятой, да будет Он Благословен, милосерден ко всем и каж­дому. Эта особая позиция религиозно мотивированного челове­колюбия отчетливо выражена в книге Бен Сиры (27:30-28:7),26 дати­руемой началом II в. до н.э. К этому же призывал и Иисус из Назарета. Мы обнаружили, что Иисус, говоря, что следует любить не только любящих нас, но и ненавидящих нас (Мф. 5:43-44), не призывал к чему-то чуждому сынам Израиля. Подобно другим, он основывал этот призыв на идее, согласно которой человек дол­жен стремиться уподобиться Богу (Мф. 5:45-48). В учении Иису­са также, как у некоторых его предшественников в Израиле и у ряда мудрецов, живших позднее, существовала неразрывная связь между любовью к людям и верой в то, что милосердие Пресвятого, да будет Он Благословен, не знает границ.

    Йосеф Дов Соловейчик
  • ОБЩИНА ЗАВЕТА
    нажатий:1108
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/library/soloveitchik/shiurei_harav/index.htm
    "Настоящий сборник включает в себя конспекты выступлений Рабби Йосефа Б. Соловейчика, составленные его слушателями. Боязнь исказить мысль автора и углубить те неточности, которые могли появиться при конспектировании, заставила нас сделать перевод предельно близким к английскому тексту, имеющему, к сожалению, много опечаток и редакторских неточностей. Мы надеемся, что читатель простит нам некоторую "негладкость" перевода, вызванную этими причинами".

    М. Шильман
  • Развитие еврейской мистики (до XIV в.) в свете заимствований и интерпретации
    нажатий:1103
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://abuss.narod.ru/texthtml/kabalah.htm
    Системное преподавание эзотерического учения в среде еврейской религиозной элиты началось во времена Второго Храма и основывалось, прежде всего, на трактовке первой книги Бытия и первой главы книги Иезекииля. Вавилонское пленение, расширившее кругозор евреев, обусловило в дальнейшем два основных пути развития иудаизма – национальный и мировой. За годы жизни вдали от родины еврейская община научилась охранять собственную обрядность и закон, не ассимилируя в покорившей их стране. В то же время основные философские, религиозные и мировоззренческие идеи, формировавшиеся на территории Египта, Вавилонии, Сирии, Ирана проникали в еврейскую среду, снабжая пищей для все новых интерпретаций канонических текстов и подталкивая к созданию новых философско-религиозных настроений, способных адекватно отреагировать как на все перипетии национальной истории, так и на последние достижения спекулятивной мысли.

    Мартин Бубер
  • Я и Ты
    нажатий:1096
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/buber/1.html
    Мир двойствен для человека в силу двойственности его соотнесения с ним. Соотнесенность человека двойственна в силу двойственности основных слов, которые он может сказать. Основные слова суть не отдельные слова, но пары слов. Одно основное слово - это сочетание Я-Ты. Другое основное слово - это сочетание Я-Оно; причем, не меняя основного слова, на место Оно может встать одно из слов Он и Она. Таким образом, двойственно также и Я человека. Ибо Я основного слова Я-Ты отлично от Я основного слова Я-Оно.

    Евгений Левин, Марина Карпова
  • Должен ли человек работать?
    нажатий:1095
  • | План урока | Философия, апологетика. | Школьники
    http://sites.google.com/site/melamedsite/mahshevet/1-mahshevet-content/lesson-10
    Тема нашего сегодняшнего занятия - религиозный идеал традиционного иудаизма: - чему должен посвятить свою жизнь верующий еврей, - к каким целям он должен стремиться, - чем он может и/или должен пожертвовать ради достижения этих целей

  • Галаха, Агада и Этика
    нажатий:1093
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.judaicaru.org/library/halaha_agada_1.html
    Сборник статей по указанной теме "Галаха и Агада” – выдающееся произведение Х.Н.Бялика, классика еврейской литературы, посвященное особенностям и непреходящим ценностям наследия наших благословенной памяти мудрецов. В статье, отличающейся блестящим литературным стилем, дан вдумчивый анализ существенных основ Галахи и Агады. Член Верховного суда Израиля, профессор Моше Зильберг – знаток еврейской мудрости и в то же время выдающийся юрист – приложил немало усилий для определения места еврейского права в сфере научного исследования и в системе современною судопроизводства в государстве Израиль. В статье “Закон и этика” рассматриваются взаимоотношения между этическими и галахическими элементами в еврейском праве. Авраам Карив – известный израильский писатель и эссеист. Он отстаивал и защищал еврейское местечко в противовес писателям-просветителям, выносившим ему обвинительный приговор, полный презрения и пренебрежения. В очерке “Мой отчий дом, Литва” писатель воздвигает величественный памятник жизни по еврейским законам, воплощенной в быте еврейского литовского местечка. Гедалия Алон, воспитанник литовских сшив, известен своими исследованиями в области современной еврейской истории. В статье “Литовские ешивы” он определяет основные отличительные черты ешивы, которая на протяжении веков является центром еврейского учения и существовала в различных формах со времен Талмуда и до наших дней.

    Мордехай Нойгершл
  • Смысл заповедей
    нажатий:1092
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=230
    Глава из книги "Путешествие к вершине гoры Синай". Книга написана в форме диалога раввина и "исследователя" "Исследователь: Нам следует обсудить еще один вопрос: каковы причины и смысл заповедей, которые Тора обязывает нас выполнять? Я знаю, что существует Творец мира, что у мира есть смысл, и я – часть этого смысла, и поэтому я должен вносить свой вклад в его достижение (см. книгу «Путешествие в глубины Бытия»). Я также знаю, что Тора Израиля дана Силой, властвующей над природой и над историей, и что она, Тора, содержит «инструкцию по эксплуатации», которую дал Создатель, сотворивший Вселенную и человека. Поэтому разум обязывает нас выполнять то, что написано в Торе. Но разумные люди не любят делать вещи, которые они не понимают... Рав: Вы хотите сказать, что вы не можете начать исполнять заповеди Торы прежде чем поймете их смысл. Выражаясь более общо, разум обязывает обусловить присоединение к определенной поведенческой системе пониманием того, как эта система действует. Давай проверим, насколько разумна такая обусловленность.

    Шломо Пинес
  • О КНИГЕ МАЙМОНИДА "МОРЭ НЕВУХИМ"
    нажатий:1085
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/philosof/rambam/oknige.htm
    Статья профессора Шломо Пинеса.

    Михаил Шерман
  • Эволюция не по Дарвину
    нажатий:1073
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.machanaim.org/philosof/nauka-rel/evolution.htm
    "Kниге "Роза о тринадцати лепестках" автор рассказывает о Проблема развития жизни на Земле является одной из весьма существенных проблем современной науки. После того как в 1859 г. Дарвин предложил свою идею эволюционного развития, ученое сообщество в целом приняло ее. Однако, хотя прошло уже почти 150 лет, эта теория не смогла дать объяснения многим биологическим явлениям. Споры вокругтеории Дарвина осложняются тем, что вопрос о развитии жизни играет весьма большую идеологическую роль. Иделогическая же проблема в том, что в сознании общества единственной алтернативой дарвинизму представляется креационизм. Классический же креационизм настаивает на необходимости буквального понимания картины происхождения мира, представленной в Библейском тексте. Приверженцы этой идеи, настаивают на том, что возраст Земли составляет 6 тыс. лет, а не 4.5 млрд., как утверждает современная наука. Такой «классический креационизм» имеет два существенных изъяна: во-первых, он не дает никакую развернутую научную картину, которая, даже теоритечески, могла бы быть хоть как-то поддержана или опровергнута результатами исследований; и, во-вторых, его обычно провозглашали представители религиозного истеблишмента, недостаточно сведующие в науке, - что облегчало сторонникам эволюции возможность отвергать ее. Однако нам кажется, что суть спора не в том, сколько лет сушествует Земля и была ли эволюция. Вопрос на самом деле в том, каковы могут быть механизмы этой возможной эволюции и действительно ли эволюционная наука противоречит религиозному пониманию мира, - или же, наоборот, религиозное и научное понимание органично дополняют друг друга? В нижеследующей статье, однако, мы не будем касаться различных существующих в теологии подходов к пониманию Библейского текста, и также оставим для отдельного дальнейшего философского обсуждения вопрос о соотношении религии и науки. Наше же изложение будет вестись целиком с чисто научных позиций; мы рассмотрим последние данные, связанные с теорией эволюции и ее механизмами, и изложим новый (прдлагаемый нами) подход к их пониманию

    Арье Барац
  • "МАКОМ ТАГОР (Лики Торы)"
    нажатий:1068
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://abaratz.com/lik-tit.htm
    Эту книгу можно назвать романом-былью, написанным в традиционной еврейской форме мидраша. Автор обсуждает теологические проблемы иудаизма в контексте современной западной культуры. В книге, написанной на автобиографическом материале, поднимаются вопросы взаимоотношения между иудаизмом и христианством. Настоящий текст представляет собой расширенный и переработанный вариант издававшейся в 1993 и 1995 годах книги “Лики Торы” (содержащей мидраш на книги Берешит, Шемот и Дварим). Полностью новыми являются разделы Ваикра и Бемидбар, в которых исследуется роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, рассматриваемый как ключ к каббалистической интерпретации феномена европейской литературы

    Исраэль Гарелик
  • О Храме
    нажатий:1067
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?id=2530
    О Храме

    ФЕЛИКС КОЧУБИЕВСКИЙ
  • НА ПУТИ ТШУВЫ
    нажатий:1064
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://mnashe.h1.ru/tora/books/tshuva.htm
    Зачем «класть на бумагу» сырые мысли дилетанта? Какому читателю они могут быть интересны? Зачем? Прежде всего, чтобы эти сырые мысли «просу­шить» для самого себя. Во-вторых, такие записки — как рисунок ребенка, в нем нет ни глубокого знания жизни, ни профессионального мастерства, но есть то, что теряет­ся с опытом жизни и мастерством, — свежесть первого восприятия. Скорее всего, что когда я буду более углуб­лен в предмет обсуждения, я уже не смогу изложить эво­люцию своих взглядов, ибо многое из того, что я сейчас пытаюсь осмыслить и обосновать, будет казаться мне само собой разумеющимся и очевидным. Какому читателю? Когда я писал эти записки, то в ка­честве читателей видел двух человек: во-первых, моего друга, с которым я беседовал, и, во-вторых, моего млад­шего сына, отделенного от меня тысячами километров и несколькими государственными границами. Я бы хотел, чтобы мой младший сын, тридцатилетний инженер, жи­вущий в Израиле, смог проделать аналогичную эволюцию быстрее, чем его отец. Мои сыновья знают, что в длинном списке человеческих слабостей их отца нет легковерия и, тем более, суеверия, и нет у меня опасений, что этими сла­бостями может быть объяснено мое движение по пути тшувы. Естественно, что кое-чем из уже осмысленного и прочувствованного на этом пути я хотел бы поделиться со своим младшим сыном. Он мог бы больше, чем у меня, почерпнуть все это у своего старшего брата, живущего недалеко от него, но… Трудно брату, даже старшему, до­стичь авторитета отца.

    Рамбам
  • Избранные отрывки
    нажатий:1052
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/library/rambam/index.htm
    Избранные отрывки из различных сочинений великого еврейского философа и раввина Моисея Маймонида (Рамбама).

    Р. Мордехай Нойгершл
  • Пророчества в Торе Израиля – примеры
    нажатий:1047
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=207
    Глава из книги "Путешествие к вершине гoры Синай". Книга написана в форме диалога раввина и "исследователя": Исследователь: Можете ли вы привести пример пророчества, приведенного в Торе Израиля? Рав: Мы займемся несколькими историческими системами, о которых идет речь в книгах Пророков...

    Лоуренс КЕЛЕМАН
  • ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЕРИТЬ
    нажатий:1042
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/philosophy/permission/index.htm
    Четыре рациональных подхода к проблеме существования Б-га. "Хотя цель этой книги — привести рациональные доводы в пользу существования Б-га, отложите ее, если вы рассчитываете на абсолютно неопровержимые доказательства. Мне до сих пор ни разу не приходилось читать или слышать о несомненных доказательствах того, что Б-г есть, и я сомневаюсь, что хотя бы одно ныне существует. Доказательства требуют более полного и глубокого знания мира, чем то, которым мы обладаем. И на сегодня лучший из аргументов, подтверждающих существование Б-га, по необходимости будет опираться пусть на отрывочные, но доступные нам и самоочевидные свидетельства. Все дальнейшее, не более, чем возможность поверить...Итак, я предлагаю вам эту небольшую книгу, написанную во имя истины и в надежде, что кому-то она даст возможность сделать свой свободный и разумный выбор в пользу Б-га".

  • Вера и наука
    нажатий:1040
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/library/evrei_i_evreistvo/emuna_and_mada.htm
    Несколько статей, посвященных теме "Тора и наука. "Однажды Ньютон сделал модель Солнечной системы. К нему зашел знакомый атеист, который, восхищаясь моделью, спросил: «Ньютон, кто это создал тебе?» Ньютон ответил: «Это создалось само по себе: шары, пружины... Ты не веришь? Тогда почему же ты считаешь, что Космос сам собой возник?»"

    Гершом Шолем
  • ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ МИСТИКЕ
    нажатий:1032
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://krotov.info/libr_min/25_sh/ol/em_00.htm
    Главы из книги Гершома Шолема, одного из крупнейших специалистов по каббале и еврейской мистике.

    Рамбам
  • 13 ДОГМАТОВ ВЕРЫ
    нажатий:1029
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/library/rambam/13yesodot.htm
    Из книги "Учитель поколений Рамбам" издательства "Амана".

    Мордехай Нойгершл
  • Путешествие к вершине горы Синай -3
    нажатий:1029
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=91
    Глава из книги "Путешествие к вершине гуры Синай". Книга написана в виде виде диалога раввина и "исследователя": "Рав: Поговорим теперь об описаниях чудес, которые происходили с нашим народом в далеком прошлом. Эти описания передаются из поколения в поколение с той же интенсивностью, о которой мы говорили выше. Исследователь: Вы действительно собираетесь использовать описания чудес в качестве доказательства? Ведь другие религии тоже рассказывают о чудесах?...

  • Авраам Ибн Дауд и его идеи
    нажатий:1027
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://istina.rin.ru/philosofy/text/3446.html
    В отличие от своих предшественников, в том числе Саадьи и Бехаи, которые связывают доказательство бытия Бога с доктриной Творения, Ибн-Дауд заимствует у Аристотеля более прямой довод, который основан на понимании природы движения. Исходя из предпосылки, что движение (то есть изменение) лежит в основе всех природных явлений на земле и на небе, Аристотель утверждал необходимость существования "первопричины движения", которая, оставаясь сама неподвижной, является причиной любых изменений.

    Мартин Бубер.
  • Образы добра и зла
    нажатий:1024
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/obrazy.txt
    Книга еврейского философа-экзестенциалиста Мартина Бубера.

    Йосеф Бен-Шломо
  • Поэзия жизни. Главы из учения рава Кука
    нажатий:1024
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/philosof/in_shir.htm
    Курс лекций профессора Тель-Авивского университета Йосефа бен Шломо, прочитанных в рамках Израильского "Радио - университета".

    Марк Перах
  • О Большом взрыве и Книге бытия. Неудавшаяся попытка согласования
    нажатий:1008
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.atheism.ru/library/Perakh_3.phtml
    Вопрос о соотношении между библейскими историями и данными современной науки издавна занимал и продолжает занимать воображение многих как верующих, так и агностиков. Этот интерес легко объясним, если учесть, что с одной стороны наука предлагает убедительные рациональные доказательства правильности её положений, а с другой стороны вера, основанная на иррациональном, но глубоко чувствуемом основании, отвечает эмоциональной жажде чудесного, казалось бы, поднимающего человека над его животной природой и отрицающего трагедию неизбежной смерти. Каждый человек стоит перед выбором одного из трёх вариантов мировоззрения. Один выбор состоит в принятии научного взгляда и в отказе от религиозной веры. Противоположный выбор состоит в безоговорочном принятии догматов религии и, следовательно, в отрицании научных теорий. Однако есть и третий выбор, состоящий в попытке согласовать религиозную догму с данными науки. Привлекательность последнего варианта очевидна, ибо в случае успеха такой попытки человек может сохранить веру, эмоционально необходимую ему, в то же время принимая научные данные с их интеллектуальной убедительностью. Поскольку спрос рождает предложение, в последние годы появились в большом количестве статьи, книги, а также материалы в Интернете, авторы которых предлагают различные варианты толкований Библии и научных теорий, предположительно раскрывающие их взаимное соответствие и объясняющие, что противоречия между наукой и религией - кажущиеся. Обилие указанных материалов не позволяет рассмотреть их в одной статье. Однако можно получить представление о такой литературе, если рассмотреть какой-либо типичный её образец. В качестве такого образца могут служить три весьма популярные книги, написанные физиком Джералдом Шрёдером, которые достаточно типичны для литературы указанного сорта, и которые мы и обсудим в этой статье.

    Ури Гершович
  • Концовка "Путеводителя растерянных" Маймонида
    нажатий:1001
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Философия, апологетика. | Студенты
    http://hedir.openu.ac.il/kurs/galaha-add.html
    Презентация к лекции "ОБ ЭЗОТЕРИЗМЕ ПУТЕВОДИТЕЛЯ РАСТЕРЯННЫХ"

    Мордехай Нойгершл
  • Точность Торы
    нажатий:998
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=84
    Глава из книги "Путешествие к вершине гoры Синай". Книга написана в форме диалога раввина и "исследователя": Исследователь: Возможно ли исторически доказать откровение у горы Синай? Рав: Отвечу вопросом на вопрос: есть ли, по вашему мнению, события, произошедшие в прошлом, или личности, жившие в прошлом, много лет до того, как вы родились, к которым вы можете относиться как к реальным историческим событиям или как к людям, которые жили на самом деле?...

      предыдущие результаты          ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20