Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: Философия, апологетика.;
Рувен ФАЕРМАН
  • Мгновение Жизни
    нажатий:1218
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.machonmeir.org.il/Russian/archive_id.asp?id=1566
    Мгновение Жизни

    Яков Эйгер
  • Маймонид как враЧ
    нажатий:1217
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.lechaim.ru/ARHIV/146/maymonid.htm
    Поэтому мы и полагаем, что Маймонид был одним из самых выдающихся врачей средневековья. Всемирную известность он, разумеется, снискал главным образом благодаря своим философским и теологическим работам. Однако и многочисленные его труды по медицине пользовались заслуженным успехом и в средние века, и в эпоху Возрождения. Правда, они, как уже говорилось, являют для нас преимущественно исторический интерес, но это в равной мере справедливо и по отношению к корифеям греческой и арабской медицины далеких времен.

  • МАЙМОНИД
    нажатий:1209
  • | Учебник, учебное пособие, документ | Философия, апологетика. | Школьники
    http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000899/1000899a1.htm
    МАЙМОНИД (1135–1204), еврейский философ-талмудист, врач и систематизатор еврейского Закона. Настоящее его имя – Моше бен Маймон. Родился в Кордове (Испания) в конце марта 1135. Когда Альмохады захватили Кордову и попытались силой заставить жителей принять ислам, семья Маймонида перебралась в Фес (Марокко), а в 1165, после краткого пребывания в Палестине, обосновалась в Фустате на окраине Каира. Будучи высокоодаренным человеком, Маймонид изучил Талмуд, философию, астрономию, математику и медицину. После смерти отца и брата он занялся медициной, чтобы заработать на жизнь. Со временем Маймонид стал придворным врачом Салах-ад-дина, и арабский историк утверждает, что Ричард Львиное Сердце предлагал ему такой же пост в Лондоне, от которого он отказался. Кроме того, Маймонид написал множество трудов по иудаизму и философии, а также ряд медицинских произведений. Маймонид считался главой еврейской общины в Египте, и слава о нем распространилась по другим странам. Умер Маймонид в Фустате примерно 13 декабря 1204 и был похоронен в Тиберии на территории Палестины.

    Мартин Бубер
  • Я и Ты
    нажатий:1208
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/buber_ya_i_ti/
    Мир двойствен для человека в силу двойственности его соотнесения с ним. Соотнесенность человека двойственна в силу двойственности основных слов, которые он может сказать. Основные слова суть не отдельные слова, но пары слов. Одно основное слово - это сочетание Я-Ты. Другое основное слово - это сочетание Я-Оно; причем, не меняя основного слова, на место Оно может встать одно из слов Он и Она. Таким образом, двойственно также и Я человека. Ибо Я основного слова Я-Ты отлично от Я основного слова Я-Оно.

    Герман Вук
  • Это Бог мой
    нажатий:1199
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://flibusta.is/b/247943/read
    Иудаизм всегда живо интересовал меня. Он -- еот®емлемая часть моей жизни и жизни моей семьи. Мой старший сын, которому восемь лет, читает Танах на иврите, он знает все обычаи и законы еврейского народа. Так уж мы живем. Мне кажется, что, обладая некоторыми познаниями в иудаизме, я могу использовать свой скромный писательский дар для того, чтобы поделиться с читателем этими познаниями, не впадая в утомительные подробности и не докучая ему своими не всегда проверенными умозаключениями. На свете очень много евреев, которые, хотя и не придерживаются религиозных догматов, хотели бы тем не менее побольше узнать о своей религии. Среди неевреев также есть немало людей, которым было бы интересно почитать о том, что представляет собой вера евреев. Литературы на эту тему очень много, но все это очень трудная для понимания и очень "ученая" литература, и большая часть ее -- не на английском языке, поэтому обыкновенный, неискушенный читатель в страхе и недоумении может отшатнуться от этого книжного изобилия, не зная, с чего начать. Этому-то читателю я и предлагаю свою книгу в качестве популярного начального пособия. Разумеется, то, что одному человеку представляется минимальной популярной информацией, другому покажется океаном подробностей, в котором он может утонуть. Я старался придерживаться некоторой золотой середины. Если эту книгу доведется взять в руки серьезному ученому, то он, я надеюсь, не будет считать меня невеждой только потому, что очень о многом я в своей книге умолчал, и не подумает, что того, о чем я не пишу, я просто не знаю. Много времени при создании этой книги потратил я именно на то, чтобы сократить то, что я знаю. Я ставил перед собой задачу написать небольшую книгу о предмете, который охватывает чуть ли не всю человеческую историю, о котором написаны сотни книг, который связан с древнейшими проблемами человеческого существования и в то же время вызывает яростные споры в связи со злободневными событиями нашего времени. Такое начинание требовало самодисциплины и самоограничения.

    Шимшон-Рафаэль Гирш
  • ЖИЗНЬ ПО ТОРЕ
    нажатий:1192
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/library/hirsh/index.htm
    "Раби Шимшон-Рафаэль Гирш (Хирш) родился в 1808 году в Гамбурге. В 1830 году он был избран главным раввином княжества Ольденбург. В 1841 году Гирш получил место раввина в Эмдене, в 1846 году стал главным раввином Моравии и Австрийской Силезии. С 1851 года и до смерти, последовавшей в 1888 году, Шимшон Гирш исполнял обязанности раввина во Франкфурте-на-Майне. В 1836 году он издал книгу "Письма с Севера, или Девятнадцать посланий об иудаизме", направленную против ассимиляторских тенденций в немецком еврействе. В 1837 году вышла книга "Хорев, или Этюды об обязанностях Израиля в диаспоре", объясняющая моральные принципы иудаизма. Эти труды заложили основу так называемого нео-ортодоксального движения в иудаизме. Раби Гирш отвергал попытки реформистов изменить, модернизировать еврейский Закон. По его мнению, следовало не реформировать иудаизм, а просветить евреев, приобщить их к еврейской культуре. В своей разносторонней научной и педагогической деятельности Гирш стремился следовать принципу Тора вэ дерех эрец, то есть сочетать глубокую религиозность с активным участием в жизни общества. Идеи раввина Гирша оказали большое влияние на евреев Европы, а его книги и сегодня вызывают интерес. Чтобы дать представление о богатом наследии р. Гирша, мы отобрали для настоящего сборника его работы на разные темы и разных лет. Некоторые из них публикуются в сокращении". .

    Владимир (Зеев) Гольдин, Аркадий Мацанов
  • В Бога можно только верить!
    нажатий:1190
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.proza.ru/texts/2002/08/09-66.html
    Предлагаемая Вашему вниманию книжка - полемическая переписка учёного - физика, ортодоксального иудаиста Владимира (Зеева) Гольдина с Аркадием Мацановым, врачом по профессии и атеистом по убеждениям; атеистом отнюдь не агрессивным, а, правильнее сказать, просто человеком в Бога неверующим. Такие споры длятся тысячелетиями, и они, по-видимому, неисчерпаемы.

    Т.П.Лифинцева
  • ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА МАРТИНА БУБЕРА
    нажатий:1188
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.philosophy.ru/iphras/library/lifinceva.html
    Работа посвящена творчеству выдающегося философа и теолога Мартина Бубера (1878—1965). Ключевая тема творчества Бубера — онтология диалога — есть у него как бы точка пересечения всех линий перспективы, иначе говоря, всех классических тем философии и культуры XX века, получающих в этой точке своё, оригинальное буберовское решение или преломление. Знаменитая книга Бубера «Я и Ты» (1922 г.) является теоретическим источником многих современных дискуссий о диалоге и межличностной коммуникации. Диалогическая онтология человеческого существования позволяет понять философию Бубера как целостность и представить его изыскания не только в области философии и теологии, но и в области психологии, социологии, педагогики, гебрасистики.

    Мартин Бубер.
  • Я и Ты
    нажатий:1184
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://altrea.narod.ru/buber/you1.php
    Мир двойствен для человека в силу двойственности его соотнесения с ним. Соотнесенность человека двойственна в силу двойственности основных слов, которые он может сказать. Основные слова суть не отдельные слова, но пары слов. Одно основное слово – это сочетание Я-Ты. Другое основное слово – это сочетание Я-Оно; причем, не меняя основного слова, на место Оно может встать одно из слов Он и Она. Таким образом, двойственно также и Я человека. Ибо Я основного слова Я-Ты отлично от Я основного слова Я-Оно.

    Марина Карпова
  • Чудеса
    нажатий:1179
  • | План урока | Философия, апологетика. | Школьники
    http://shperk.ru/vlc/modules/wfsection/article.php?articleid=399
    Что такое чудеса? Проишодят ли чудеса в наши дни? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы у мудрецов и комментаторов Нового времени. Тексты для чтения и вопросы для обсуждения на тему "Чудеса". Рекомендуется для уроков, посвященных праздникам Ханука и Пурим, в старших классах школы и во взрослой аудитории.

    Дов Рапель
  • О ФИЛОСОФИИ РАМБАМА
    нажатий:1172
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Студенты
    http://machanaim.org/philosof/rambam/ofil.htm
    Цикл лекций проф.Довa Рапеля: смысл заповедей,свобода воли, пути достижения совершенство, пророчество и пр. в философии Маймонида.

    Авраам Адлер
  • Пророчество
    нажатий:1160
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.machonmeir.org.il/Russian/archive_id.asp?id=1509
    Пророчество

    Пинхас Полонский
  • ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИУДАИЗМА
    нажатий:1157
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://psylib.org.ua/books/polon02/index.htm
    Сегодня мы начинаем цикл лекций "Введение в философию иудаизма". Курс рассчитан на массового слушателя, на тех, кто интересуется еврейской философией. Это своего рода "ликвидация безграмотности": я не собираюсь рассказывать нечто сложное, никому не известное. Вы познакомитесь с самыми простыми, элементарными вещами. Я расскажу вам об истории возникновения еврейской философии, представителях ее основных течений и тенденциях в развитии.

    А.В.Смирнов
  • Саадия Гаон и его «Комментарий на “Книгу творения”»
    нажатий:1154
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/saad_et.htm
    Саадия бен Йусуф (882-942), которому еврейская традиция присвоила почетный титул Гаон (“Мудрец”), считается первым еврейским философом средневековья. Еврейская философия до сих пор остается в отечественной литературе почти terra incognita, и уже этим оправдано обращение к наследию одного из ее представителей. Но дело не только в том, чтобы познакомить читателя с прежде ему малоизвестной или неизвестной фигурой. Обращение к идеям Саадии Гаона дает нам возможность еще раз продумать подход к старому, но не перестающему волновать нас вопросу: как возможна философия? что такое философия?

    Мартин Бубер.
  • Я и Ты
    нажатий:1153
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000376/
    Мир двойствен для человека в силу двойственности его соотнесения с ним. Соотнесенность человека двойственна в силу двойственности основных слов, которые он может сказать. Основные слова суть не отдельные слова, но пары слов. Одно основное слово – это сочетание Я-Ты. Другое основное слово – это сочетание Я-Оно; причем, не меняя основного слова, на место Оно может встать одно из слов Он и Она. Таким образом, двойственно также и Я человека. Ибо Я основного слова Я-Ты отлично от Я основного слова Я-Оно.

  • Саадья Гаон-первый еврейский философ
    нажатий:1143
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://istina.rin.ru/philosofy/text/3436.html
    Саадья, как и школа "словесников", или, на международном языке того времени, "каламистов" (от арабского корня "калам" - слово), мусульманских теологов, исходил из того, что следует акцентировать внимание на роли разума в достижении правильных представлений о Боге. В то же время во многих философских вопросах Саадья проявил себя как самостоятельный мыслитель. В своем труде "Эмунот ве-деот" - что значит дословно "ВЕРА И ЗНАНИЯ" - Саадья стремится установить взаимосвязь между откровением (верой) и разумом (знанием).

    П.С.Гуревич
  • Экзистенциализм Бубера
    нажатий:1135
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Студенты
    http://lib.meta.ua/index.php?book_id=2828
    Статья П. Гуревича о философии Мартина Бубера

  • Сефер йецира, или "Книга Творения"
    нажатий:1125
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=167:q-q-q-q&catid=31:2009-12-21-16-39-43&Itemid=26_e._ehndel_m._sefer_jecira_v_evrejskoj_i_xristianskoj_tradicii
    "Сефер йецира", или "Книга Творения", основополагающий для еврейской мистической традиции трактат, представляет собой комментарий к 1-й главе книги Бытия. Он дошел до нас в трех основных версиях: краткой, длинной и версии Саадьи Гаона; в наиболее пространной редакции его объем не превышает 2 тыс. слов1. В этом небольшом, но чрезвычайно емком сочинении содержится оригинальное учение о творении мира, времени и человека посредством букв еврейского алфавита и 10 мистических чисел-сфирот. Говоря о стиле трактата, исследователи отмечают, что, возможно, именно его лаконизмом и некоторой таинственностью объясняется постоянный интерес к этой книге еврейских философов и каббалистов, а впоследствии и некоторых христианских мистиков. Свыше тысячи лет ее истолковывают самыми разнообразными способами; весьма противоречивыми оказались и результаты многочисленных научных исследований этого текста, проведенных в XIX и ХХ вв. На протяжении столетий "Сефер йецира" служила важнейшим и наиболее авторитетным источником, излагающим вопросы космогонии, буквенной мистики и магии (в частности, на ее тексте были основаны техники создания искусственного человека - голема). В конце ХV в. трактат был переведен на латынь, приобретя широкую известность и популярность среди христианских мистиков и каббалистов эпохи Ренессанса. Он занял особое место в ряду европейских трактатов, посвященных созданию искусственных антропоидов - алхимических гомункулов и механических кукол.

    Р. Мордехай Нойгершл
  • Путешествие к вершине горы Синай -1
    нажатий:1120
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=50
    Глава из книги "Путешествие к вершине гoры Синай". Книга написана в форме диалога раввина и "исследователя": "Исследователь: Скажите мне, пожалуйста, что заставляет такое большое количество людей связывать свою судьбу с Торой Израиля и ее заповедями? Ведь заповеди Торы являются системой, охватывающей все сферы жизни, и налагают на человека многочисленные ограничения во всех областях его деятельности. Рав: Соблюдающие заповеди евреи верят, что Творец дал людям Тору, и она содержит точные указания, что человек должен делать в этом мире..."

    Ася Энтова
  • О восприятии времени у античных греков и древних евреев
    нажатий:1119
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.pseudology.org/evrei/jewish_time.htm
    Античные греки и древние евреи - эти два народа оказали решающее влияние на формирование современной цивилизации, носящей условное название иудео-христианской. Поэтому в процессе самоанализа мы вновь и вновь возвращаемся к этим двум древним культурам – одной ископаемой, другой существующей и поныне. Давно стало трюизмом сравнение греков, как народа эстетики, с евреями как народом этики. Провозглашая, что «красота спасет мир», Достоевский только повторил этот тезис вслед за Платоном, утверждавшим, что следует обустроить наш мир в соответствии с красотой абсолютных образов мира идей. Известно и сравнение кругового, циклически повторяющегося античного времени с вектором времени библейского, направленным от момента сотворения мира к моменту прихода Мессии

    Наталия Атамни
  • СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ИУДАИЗМ: ПОИСКИ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
    нажатий:1117
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.humanities.edu.ru/db/msg/44478
    Ситуация резко изменилась с возникновением и стремительным распространением ислама. Появление новой монотеистической религии, к тому же, ярко прозелитического толка, активно вербующей новых сторонников из представителей других религий, подорвало идеологическую безопасность иудаизма. Иудеям пришлось защищаться от резкой критики. Подъем ислама и его стремительное распространение по всему Ближнему и Среднему Востоку и Северной Африке вызвали ожесточенную религиозную полемику. В споре участвовали все три монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам, а также такие политеистические религии, как зороастризм и манихейство. В ситуации, когда иудаизм должен был отстаивать свои позиции, отказ от диалога с внешней оппозицией вел к углублению конфликта с другими религиями. Вместе с тем, традиционные аргументы иудеев не давали желаемого результата. Широко применявшийся ранее талмудический подход был абсолютно не приспособлен для диалогов «во вне». Аргумент «в Торе написано» не является доказательным для тех, у кого другие святые книги, или, что еще более затрудняет аргументацию, святые книги те же (христианство), но они понимаются и интерпретируются совершенно иначе. Кроме того, в религиозной полемике мусульманские ученые активно прибегали к философской аргументации. В сложившихся обстоятельствах возникла объективная необходимость изложения основ иудаизма на языке философии. При этом перед еврейскими учеными стояла не только задача защиты иудаизма от резкой внешней критики, но и сохранения внутренней целостности религии. Завоевание Азии и Северной Африки исламом и объединение разрозненных ранее территорий в единое государство – Арабский халифат – сопровождалось повышением религиозной активности. В исторической литературе этот религиозный энтузиазм VII – IX вв. нередко называется «религиозным горением» и сравнивается по масштабам со всплеском религиозной активности в Римской империи I – III вв. Косвенным доказательством такого горения является появление многочисленных сект. Не стал исключением и иудаизм. Создание мусульманами сильного централизованного государства и «растворение» в нем Израиля было воспринято частью иудеев как свидетельство того, что Бог покинул их народ. Авторитет иудаизма в его классическом варианте был поставлен под угрозу. Положение осложняло отсутствие взаимопонимания между отдельными приверженцами иудаизма. Введение внутренней цензуры также не способствовало нормальному диалогу внутри иудаизма.

    Ицхак Зильбеp
  • Пламя не спалит тебя
    нажатий:1116
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.koob.ru/zilber/plamya_ne_spalit_teba
    Однажды, перелистывая старые книги, я наткнулся на журнал "Гаасиф", изданный в 1887 году. Мое внимание привлекла опубликованная в нем статья А.-А.Раковского "Слова Б-га нашего исполняются всегда"; она произвела на меня настолько сильное впечатление, что я решил подробно изучить затронутую в статье тему: исполнение пророчеств Торы – и написать об этом по-русски для тех евреев, которые не получили традиционного еврейского образования, но задумываются о том, каковы причины удивительной судьбы нашего народа, о его прошлом, настоящем и будущем. Надеюсь, что в этой книжке, написанной мною еще в СССР и по памяти восстановленной и дополненной в Израиле, мне удалось ответить на вопросы моих друзей, а также, возможно, и на ваши незаданные вопросы, дорогой читатель.

    Моше Пантелят
  • КРЫЛЬЯ ДЛЯ ПОЛЕТА.
    нажатий:1115
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://pantelat.rav.ru/Wings.htm
    Конспект лекции р. Моше Пантелята.

    Яаков Росс
  • Еврейская философия
    нажатий:1111
  • | Лекция, цикл лекций | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.elterrus.org/mili/Jevish_Philosophy/Evr_phil_1.htm
    Мы предлагаем вашему вниманию серию статей, посвященных облику еврейской философской мысли и характеристике основных философских течений в средние века, то есть со времени возникновения в Х веке христианского летоисчисления и до XVI столетия — времени упадка. Понятие "философия" не является чем-то незнакомым для людей, выросших и воспитанных в лоне европейской цивилизации. Более того, европейский человек знаком со множеством философских учений и множеством приложений философии в науке, искусстве, политике и социальной организации. Нам известны, хотя бы по названию, "философия науки", "философия истории", "философия искусства", "...культуры", наконец - "философия жизни". Нам известны многочисленные системы "философий религии", так что, правду говоря, нет, пожалуй, ни одной области европейского существования, которое не имело бы своей собственной частной философии. Все эти частные "философии" сводятся к тому, что под "философией" мыслится некая сумма наиболее общих представлений по поводу наиболее общих проблем. Поэтому нам скорее приходится сопротивляться попыткам чрезмерной девальвации самого понятия "философия". Оттого столь часто возникают споры, является ли, например, китайская философия философией в подлинном, то есть европейском смысле слова. Поэтому и сочетание слов "еврейская философия" не кажется нам чем-то необычным. Мы готовы согласиться с правомерностью того, что если существует еврейский народ, то должна быть и соответствующая философия. Но какова эта философия, какой аспект бытия она описывает? Можем ли мы считать еврейскими философами Бергсона, Эйнштейна, Леви-Стросса только на том основании, что по происхождению они евреи? Чтo , кроме прилагательного "еврейский", определяет своеобразие этого течения философской мысли? Чему ближе эта философия: Китаю или Европе?

  • Бахир
    нажатий:1110
  • | Книга | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://kabbalist.ru/bahir.html?usid=2ec94653e6c779ef6072bc959d6e8fce
    Русский перевод одного из важнейших ранних еврейских мистических текстов - Книги Бахир

      предыдущие результаты         ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20