Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  раздел: История;
Валерий Суси
  • ЦАРЬ ИРОД
    нажатий:1310
  • | Проза, стихи | История | Взрослая аудитория
    http://www.hrono.ru/libris/irod/val0.html
    Однажды я провел занимательный опрос. Спрашивал у всех и у каждого: кем был Великий Ирод по национальности? Никто не усомнился. Еврей, отвечали мне. Да и как же могло быть иначе, если Ирод был царем Иудеи? Сначала меня это ввело в замешательство, а потом подвигло к глубокой задумчивости. Историю, как известно, творят люди. Каждый знает, что Сократ был греком, а Дарий - персом. Отчего же история так несправедливо отнеслась к Ироду, что люди забыли его национальность. Или им помогли забыть? Но кто и зачем? Замечательный писатель и исследователь Лион Фейхтвангер определил свое литературное кредо так: в отличие от ученого автор исторического романа имеет право предпочесть ложь, усиливающую художественный эффект, правде, разрушающей его. Я в огромной степени разделяю эту мысль, но хотел бы подчеркнуть, что в романе, который я теперь представляю на Ваш суд, исторический факт занимает не менее почетное место, чем художественный вымысел. А работа с фактами очень уже напоминает расследование, когда пристрастия отступают под нажимом исторической логики. Вы спросите меня, как же это возможно спустя две тысячи лет? На что я отвечу: суть человеческая неизменна и в основе человеческих поступков лежит все тоже, что лежало и в глубокой древности. Остается только вооружиться увеличительным стеклом...

    Зеэв Султанович
  • Живая связь.Еврейская история, традиции и культура"
    нажатий:1307
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/history/in_sultan.htm
    Краткий обзор еврейской истории и основных еврейских концепций с точки зрения традиционного иудаизма.

    Феликс Кандель
  • ОЧЕРК ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ
    нажатий:1307
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://jhistory.nfurman.com/russ/kandel.htm
    Книга историка и писателя Феликса Канделя, описывающая историю российского еврейства от времен хазарского каганата то эпохи "великих реформ" Александра II.

    Ш. Д. Гойтен
  • ЕВРЕИ И АРАБЫ - ИХ СВЯЗИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ
    нажатий:1306
  • | Книга | История | Студенты
    http://jhistory.nfurman.com/lessons7/araby.htm
    Книга историка Гойтена, посвященная культурным религиозным, социальным, политическим и проч. аспектам еврейско-арабских взаимоотношений, начиная с раннего средневековья и до наших дней.

    Шимон Дубнов
  • КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
    нажатий:1299
  • | Учебник, учебное пособие, документ | История | Взрослая аудитория
    http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm
    Эта книга охватывает огромный период истории еврейского народа с древнейших (библейских) времен по XIX век включительно. В нее вошли главы, посвященные истории народа в период и до конца персидского владычества, времени греческого владычества в Иудее, средневековой истории и новой истории евреев в Европе. Книга будет интересна широкому Кругу читателей

    Евгений Беркович
  • Царь Машиах в мусульманском тюрбане
    нажатий:1297
  • | Статья, сборник статей | История | Взрослая аудитория
    http://www.berkovich-zametki.com/Maschiach.htm
    Шабтай Цеви был не первым и не последним лже-мессией в богатой на события истории еврейского народа. Но его движение выделяется своими поистине всемирнымми масштабами. Саббатианство потрясло еврейскую жизнь в середине семнадцатого века. Оно не прошло бесследно для иудаизма. Эта неудачная попытка реализации идеи Машиаха привела к новому отношению к Каббале внутри еврейской традиции. А верующие евреи всего мира и по сей день молятся каждый год о пришествии „царя Машиаха, царя-освободителя“.

    В. Сорокин
  • Историко-культурный контекст Ветхого Завета
    нажатий:1290
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://www.bible-center.ru/book/context/torahystory
    Вопрос о происхождении Торы является в современной библеистике одним из наиболее сложных и запутанных. При этом приходится иметь в виду два аспекта проблемы: вопрос об источниках Торы, то есть о тех текстах, которые предшествовали появлению её окончательного варианта, и вопрос о кодификации, то есть о признании известного текста или группы текста Торой. Такая двойственность связана с тем, что под Торой понимается не просто тот или иной текст (например, Пятикнижие), но, прежде всего, текст, рассматривающийся в качестве законодательного, и, как правило, такое законодательство охватывает как светскую, так и религиозную сторону жизни. Так, в частности, Пятикнижие в качестве Торы включает в себя религиозное законодательство (Книга Левита), светское законодательство (прежде всего, Книга Второзакония, но также и некоторые другие тексты), а также так называемые нарративные , то есть повествовательные части (Книга Бытия, Книга Чисел, значительная часть Книги Исхода).

  • Дамасский документ
    нажатий:1281
  • | Учебник, учебное пособие, документ | История | Взрослая аудитория
    http://khazarzar.skeptik.net/books/damass_d.htm
    Дамасский докумнт» занимает особое место среди памятников, созданных в кругу сектантских общин “Нового Завета”. Он был найден среди рукописей, поступивших в библиотеку университета Кембриджа из генизы Старой синагоги Каира в 1896—1897 гг. Заслуга открытия принадлежит английскому ученому Соломону Шехтеру, который, работая над систематизацией и изучением большой коллекции рукописей, поступивших из Каирской генизы в библиотеку университета Кембриджа (Великобритания), в 1906 г. остановил свое внимание на двух небольших отрывках еврейских рукописей. Непосредственное знакомство с содержанием сразу показало их отличие от памятников средневекового происхождения, вместе с которыми они находились. Как все документы и книги, попавшие в свое время на хранение в генизу, они представляли изношенные и непригодные к дальнейшему использованию части когда-то полных сочинений. Вместе с остальными материалами из Старой каирской синагоги эти документы вошли в Коллекцию Тэйлора—Шехтера (Taylor—Schechter Collection) и носят шифры T.S. 10 Кб и T.S. 16 311. В науке они обозначаются условно как тексты А (больший фрагмент) и В (меньший). Подробное их описание содержится в их первом издании, здесь мы сообщим о них вкратце лишь наиболее важные сведения.

  • ЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНА
    нажатий:1268
  • | Газета, журнал | История | Взрослая аудитория
    http://berkovich-zametki.com/AStarina/Starina0.htm
    Старина -- категория не времени, а качества: все станет когда-нибудь стариной, если не умрет раньше.

    Сергей Степанов
  • Черносотенный террор 1905–1907 гг.
    нажатий:1264
  • | Статья, сборник статей | История | Взрослая аудитория
    http://scepsis.ru/library/id_743.html
    Черносотенный террор начала XX в. представляет собой весьма своеобразную страницу отечественной истории. Это своеобразие заключается в декларированных целях террористических актов. Если революционеры-террористы надеялись направленными ударами расшатать и свергнуть самодержавие, то черносотенцы с помощью террора пытались его защитить. И в том и в другом случае методы террора были почти идентичны. Мало чем отличалось и идейное обоснование террора, что позволяет говорить о порочной логике террористов — вне зависимости от их политических взглядов. Любой революционер-террорист, независимо от национальности, страны пребывания и даже эпохи, ответил бы, что террор порожден несправедливым общественным устройством и что, стреляя из браунинга или подкладывая адскую машину, он и его единомышленники всего лишь осуществляют свое законное право отвечать насилием на насилие со стороны антинародного феодального (капиталистического, империалистического) режима. В свою очередь, революционный террор вызывает ответную реакцию охранителей, причем выражается это не только в ужесточении законодательства и усилении репрессивных мер, но и в стремлении отплатить злодеям-террористам той же монетой.

    Сергей Маркедонов
  • ЕВРЕИ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
    нажатий:1254
  • | Статья, сборник статей | История | Взрослая аудитория
    http://jewish-heritage.org/jr2a18r.htm
    История донских евреев в кон. XIX - нач. XX в.в. уникальна главным образом потому, что именно этой группе российского еврейства удалось расширить узкие границы пресловутой “черты оседлости”, заставить признать свой вклад в социально-экономическое и интеллектуальное развитие страны консервативную царскую бюрократию и казачий генералитет, сделать своими союзниками в борьбе за гражданские права донскую казачью интеллигенцию.

    Евгений Заблоцкий
  • О положении евреев в царской России по материалам архива Горного департамента. Горное ведомство и евреи-золотопромышленники
    нажатий:1252
  • | Статья, сборник статей | История | Взрослая аудитория
    http://lib.babr.ru/index.php?book=1888
    В архивном фонде Горного департамента (Российский государственный исторический архив) присутствуют несколько дел, по которым можно составить представление о реальном правовом положении евреев-золотопромышленников, г.о. в Сибири, в конце 19–начале 20 века. Документы, содержащиеся в этих делах, касаются лишь тех проблем, которые требовали вмешательства центральных органов и высших должностных лиц. В условиях постоянно меняющегося и подчас противоречивого законодательства только они могли дать разъяснения по применимости законов и принять окончательное решение в отношении действий местной горной администрации, вызывавших жалобы, ходатайства и прошения евреев-золотопромышленников. Особенно запутанным, допускавшим различное толкование было законодательство о евреях Сибири. На примере этого законодательства хорошо видны противоречивые мотивы принятия законов о евреях, детально рассмотренные в классической работе И.Г.Оршанского «Русское законодательство о евреях.» (СПб, 1877), – религиозная нетерпимость, соображения государственной пользы и казенного интереса, монопольные устремления православной буржуазии, ограждение общества от «вредного» влияния евреев (мотив «своего рода «страха иудейска»», по выражению Оршанского). По существу, все законоположения, расширяющие права евреев, были продиктованы чисто «утилитарными» соображениями. Редкие призывы немногих государственных деятелей в пользу уравнения евреев в правах с остальными подданными, исходившие из соображений гуманности, справедливости и разумности правового государства, оставлялись без всякого внимания.

    Соломонас Атамукас
  • ЕВРЕИ В ЛИТВЕ ХIV-ХХ века
    нажатий:1248
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://dokumentika.org/mira/evrei-v-litve-chiv-chch-veka
    Евреи Литвы на протяжении длительного времени называли себя литваками, с почтением это название употребляется во всех еврейских общинах мира. Доктор А. Штейнберг писал, что одним из важнейших факторов, оказавших влияние на формирование "племени литваков", явилась сама Литва. То, что евреи дышат в Литве особым воздухом, несравнимым с воздухом других стран диаспоры, он узнал еще в молодости. Это разъяснил ему его духовный учитель рабби Иойне в Двинске (сейчас - Даугавпилс, Латвия), который говорил, что весь мир называет Вильнюс "Литовским Иерусалимом", то есть частью Израиля. Поэтому здесь, в Литве, как и в Израиле, сам воздух и вся духовная атмосфера для евреев - особые. В процессе обоснования евреев в Восточной Европе литовские евреи сыграли роль смелого авангарда. Они раньше других достигли самых северных местностей. А северные люди повсюду и всегда проявляют себя как упорные и очень дисциплинированные. За столетия не исчерпан этот пионерский дух. Евреи Литвы не потому умные, что они здешние. Они здешние потому, что их прадеды были достаточно умными, чтобы отыскать и найти дорогу в Литву (из мыслей, высказанных профессором Каунасского университета им. Bumaymaca (Витовта) Великого Л. Карсавиным в 1937 г. доктору А. Штейнбергу).

    СОФИЯ ДУБНОВА-ЭРЛИХ
  • Жизнь и творчество С.М.ДУБНОВА
    нажатий:1243
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://readr.ru/sofiya-dubnova-erlih-ghizn-i-tvorchestvo-s-m-dubnova.html
    Воспоминания о жизни и творчестве замечательного еврейского историка Дубнова, написанные его дочерью, женой одного из лидеров Бунда Софьей Дубновой-Эрлих.

    Рухама Шайн
  • ВСЕ ДЛЯ БОССА
    нажатий:1242
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://chassidus.ru/library/vse_dlya_bossa/vse_dlya_bossa.htm
    "Эта книга написана умной, набожной и яркой женщиной Рухамой Шайн о своем отце, Яакове-Йосефе Германе по прозвищу "махнис орхим", "собиратель гостей", из Нью-Йорка. Он родился в России, большую часть жизни провел в Америке, а закончил свои дни в Иерусалиме, на Святой земле. Мистера Германа можно было бы назвать еврейским Дон Кихотом. Настолько смело и не щадя себя, бросался он на помощь нищим и обездоленным. Иногда в эту категорию попадал какой-нибудь мелкий торговец из Ист-Сайда, а иногда сама Ш-хина, Б-жественное присутствие, для которой нужно было расчистить место в тесных, набитых вещами и обидами джунглях большого города. Но, в отличие от Дон Кихота, над этим рыцарем не смея­лись. Он умел заставить уважать себя и Тору, которую не выпускал из рук. Может быть, именно этот союз давал мис­теру Герману силы держаться в седле, не выпуская копья из рук, был ли он крепким юношей или худым стариком, в дни бедности и в дни богатства".

    Залман-Симха Левин
  • Религиозное сопротивление советскому режиму
    нажатий:1241
  • | Статья, сборник статей | История | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=120
    "История сопротивления евреев СССР подавлению их национальной религиозной культуры в достаточно полном объеме, к сожалению, широко не известна. Еврейский ”архипелаг ГУЛАГ” еще не описан. В этом направлении делаются только первые шаги. Преследование иудаизма и религиозных евреев с самого начала советской власти стало основным стержнем ее политики, ориентировавшейся на ”дерелигизацию” народов России, и сопровождалось применением насильственных мер — закрытием синагог, молельных домов, микв, хедеров и ешив. Законодательной базой этих мер явился ленинский декрет от 23 января 1918 года ”Об отделении церкви от государства и школы от церкви”, провозгласивший принцип полного лишения религиозных организаций любой собственности".

    Макс Даймонт
  • ЕВРЕИ, БОГ И ИСТОРИЯ
    нажатий:1240
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://fictionbook.ru/author/dayimont_maks_i/evrei_bog_i_istoriya/dayimont_evrei_bog_i_istoriya.html
    Известная книга американского раввина и популяризатора Макса Даймонта,в увлекательной форме описывающая историю еврейского народа и еврейской религии от праотцов до наших дней.

    Шауль Штампфер
  • Что произошло с евреями Украины в 1648 году?
    нажатий:1239
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://www.makomisrael.net/JewishAgency/Russian/Education/Midrasha/History/?wbc_purpose=Basic&WBCMODE=PresentationUnpublished
    Предмет предлагаемой вниманию читателя статьи известного современного историка Шауля Штампфера - методика объективной оценки числа жертв среди еврейского населения Украины во времена восстания казаков под руководством Богдана Хмельницкого против польской власти. Впервые статья была напечатана в 2003 году в журнале “Jewish history” в 17-ом томе, книге 2-ой, полностью посвященной исследованию восстания. Объективный анализ событий, происшедших в 1648 году, беспристрастный взгляд на хроники, написанные современниками, сопоставление данных из различных источников для получения истинного, насколько это возможно, представления об этом трагическом периоде еврейской истории, привлекли к исследованию д-ра Шауля Штампфера внимание представителей «другой стороны» тех печальных событий

    Жозеф Тартаковский
  • Евреи в руководстве СССР (1917-1991)
    нажатий:1235
  • | Учебник, учебное пособие, документ | История | Взрослая аудитория
    http://www.kaz-volnoe.narod.ru/page242.html
    • ВВЕДЕНИЕ • 1. ЕВРЕИ В ВЫСШЕМ РУКОВОДСТВЕ СССР • 2. ЕВРЕИ В РУКОВОДЯЩИХ ОРГАНАХ СССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК • СОДЕРЖАНИЕ • 3. НЕКОТОРЫЕ ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ • 4. СУДЬБА РУКОВОДЯЩИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - ЕВРЕЕВ • КРАТКИЕ БИОГРАФИИ ЕВРЕЕВ, ВХОДИВШИХ В РУКОВОДСТВО СССР (А-З) • КРАТКИЕ БИОГРАФИИ ЕВРЕЕВ, ВХОДИВШИХ В РУКОВОДСТВО СССР (И-Р) • КРАТКИЕ БИОГРАФИИ ЕВРЕЕВ, ВХОДИВШИХ В РУКОВОДСТВО СССР (Р-Я) • ЗАКЛЮЧЕНИЕ • ЛИТЕРАТУРА • ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

    Андрей Шпирт
  • Ф. Социн, нонадорантизм, иудаизантизм и иудаизм
    нажатий:1234
  • | Статья, сборник статей | История | Взрослая аудитория
    http://www.jcrelations.net/ru/?id=2135
    Ф. Социн, нонадорантизм, иудаизантизм и иудаизм: о “своем” и “чужом” в польской радикальной реформационной мысли 2-й половины XVI в.

    Михаил Грулев
  • Записки генерала-еврея
    нажатий:1234
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://regiment.ru/Lib/B/6/1.htm
    Я родился и вырос в еврейской семье, в черте еврей­ской оседлости, отделявшей евреев, казалось, непрохо­димой пропастью от всякого доступа к какой бы то ни было карьере государственной службы. И, однако, во­лей судьбы, я стал генералом генерального штаба, на пути занять место временно-исправляющего должность военного министра (в 1909 г.) и ездить с докладом к Ни­колаю II... Все это не в какое-нибудь кипучее время революци­онных переворотов, а в эпоху наибольшего успокоения и блеска самодержавной власти, – когда евреев на пушеч­ный выстрел не подпускали не то что к генеральским лам­пасам, а даже и к ефрейторским «лычкам», — когда даже при приеме к некоторые учебные заведения встряхива­лось происхождение чуть ли не до второго и третьего по­коления. Если отмечаю эту превратность судьбы, как исходный пункт моих воспоминаний, в самом начале моих записок, то делаю это отнюдь не с целью заинтриговать читателя интересными метаморфозами, а для того, чтобы отметить, мимоходом, насколько в разное время изменчивы были взгляды творцов нашей внутренней политики и насколько -5- , в конечном итоге, бессильны псе эти законодательные потуги, пытающиеся пошехонскими запрудами задержать могучий поток жизни. Одушевляет меня и другая цель дать в печать эти за­писки. Моя сознательная жизнь не только зародилась, но и получила первоначальное развитие в еврейской среде, в заплеснелых условиях недоброй памяти черты оседлости. А затем дальнейшая моя жизнь развернулась в совершен­но другой среде, при совершенно иных понятиях и взгля­дах и при другой обстановке. Это обстоятельство ставит меня, до известной степени, вне и выше тех и других соци­альных перегородок со всеми их предвзятыми взглядами и предрассудками и дает возможность, даже при скромной наблюдательности, осветить критическим анализом хо­рошие и дурные стороны в этих противоположных соци­альных лагерях.

    Николай Лесков
  • Еврей в России
    нажатий:1232
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://www.e-reading.club/book.php?book=96480
    В начале 1883 г. к Лескову явился с соответствующим предложением юрист П.Л.Розенберг. Лесков на его предложение согласился и засел за работу. К декабрю того же года он написал очерк "Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу", объемом около пяти листов. 21 декабря 1883 г. текст был цензурован и отпечатан брошюрой в количестве 50 экземпляров, предназначенных не для продажи, а исключительно для комиссии Палена.

    А. Клемперт
  • ЭПОХА ТАЛМУДА И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ во II - XV вв.
    нажатий:1229
  • | Учебник, учебное пособие, документ | История | Школьники
    http://jhist.org/lessons_06/uchebnik_medi_00.htm
    С конца II века н.э. в истории евреев начался новый этап. Подавление антиримских восстаний в первые два столетия новой эры, последним из которых была война под руководством Бар-Кохбы, привело к окончательной утрате евреями надежд на восстановление собственной государственности. Идейная борьба в иудейском обществе между различными религиозными и социальными группами сменилась периодом полного опустошения и обезлюдения родной земли. Евреи и до этого времени по большей части жили вне пределов Эрец-Исраэль. Еврейская диаспора все более распространялась по миру. Однако, наличие Храма в Иерусалиме и соблюдение многих законов еврейской традиции сплачивало этих непохожих друг на друга людей в единое целое - народ. Разрушение Храма и обезлюдение большей части территории Эрец-Исраэль должны были нанести сокрушительный удар этому единству. Лишь на севере земли Израиля - в Галилее сохранялись небольшие очаги национальной культуры. Именно здесь и произошло главное событие, которое разграничило две крупнейшие эпохи в истории еврейского народа - период Древности и эпоху Средневековья.

    Михаил НОСОНОВСКИЙ
  • Яков Эмден против Йонатана Эйбешеца
    нажатий:1228
  • | Статья, сборник статей | История | Взрослая аудитория
    http://lib.babr.ru/index.php?book=1896
    Яков Эмден против Йонатана Эйбешеца. Конфликт мудрецов и противоречия в еврейском обществе

    А. Шапиро.
  • Иди, сынок-1.
    нажатий:1208
  • | Книга | История | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=259
    Глава из автобиографической книги, повествующей о жизни еврейского подростка из Польши

      предыдущие результаты          ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20