Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  категория: Статья, сборник статей;
Ольга Белова
  • О «жидах» и «жидовской вере» в народных представлениях восточных славян
    нажатий:1906
  • | Статья, сборник статей | Неевреи о евреях | Взрослая аудитория
    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/Belova_YudVera.php
    Не случайно ключевые слова, вынесенные в заглавие статьи, взяты в кавычки. Дело в том, в на этот раз речь пойдёт не о восприятии этнических евреев и иудаизма восточнославянской фольклорной традицией, о чём нам уже доводилось писать (Белова 1997, Белова 1999, Белова 1999а). В настоящей статье мы хотели бы обсудить вопрос, каких признаков, с точки зрения носителей традиционной славянской крестьянской культуры достаточно, чтобы объект или персонаж приобрёл в их глазах статус «еврейского». Отметим при этом, что объектом нашего внимания будут культурные явления, не связанные генетически с еврейской традицией, но имеющие ряд типологически сходных черт с еврейскими обрядами (такими, как они видятся соседям-славянам). Таким образом, мы рассмотрим один частный случай реализации оппозиции «свой-чужой», когда элементы «своей» культуры начинают восприниматься как «чужие» (т.е. «еврейские»), и попытаемся проанализировать механизмы этой трансформации.

    Евгений Левин
  • Мессианизм в свете классических еврейских текстов
    нажатий:1905
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/tor&life/probl/antimess.htm
    "В последние время у многих евреев можно наблюдать значительно усилившийся интерес к иудейскому учению о мессианской эпохе и личности самого Мессии. Люди, к примеру, интересуются, какие критерии установлены еврейской традицией для выяснения, является ли тот или иной претендент на мессианскую корону предсказанным пророками Мессией или же самозванцем. Часто также спрашивают, насколько приемлем, с традиционной точки зрения, такой вариант развития событий: некий человек будет признан Мессией, несмотря на то, что он умрет, так и не выполнив до конца своей миссии. Как нам кажется, собранные нами высказывания авторитетных раввинов различных эпох могут помочь нашим читателям лучше понять, какую позицию занимает традиционный иудаизм в данном вопросе".

    А.В.Смирнов
  • Саадия Гаон и его «Комментарий на “Книгу творения”»
    нажатий:1899
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/saad.htm
    Статья а. Смирнова о философии первого средневекового еврейского философа Саадии Гаона.

  • ЧТО ЕДЯТ НА СУККОТ
    нажатий:1898
  • | Статья, сборник статей | Еврейская кухня | Взрослая аудитория
    http://www.evrey.com/sitep/sukkot/index.php3?menu=indexkuhn.htm
    - традиции трапезы - салат из курицы, апельсинов и фиников - лосось под медово-горчичным соусом - тушеная говядина по осеннему - креплах

  • Круг жизни в славянской и еврейской культурной традиции
    нажатий:1896
  • | Статья, сборник статей | Еврейская семья | Взрослая аудитория
    http://inslav.ru/publication/krug-zhizni-v-slavyanskoy-i-evreyskoy-kulturnoy-tradicii-m-2014
    Сборник «Круг жизни в славянской и еврейской культурной традиции» включает материалы международной конференции, состоявшейся в Москве 4–6 декабря 2013 г., и является продолжением серии изданий материалов конференций, с 1995 г. ежегодно проводимых Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН и отражающих работу над фундаментальным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия». С 1998 г. вышло в свет уже 15 книг, посвященных анализу (историческому, философскому, лингвистическому, фольклорно-этнографическому, культурологическому) механизмов взаимодействия славянской и еврейской традиций. В книгу вошли 22 статьи ученых из России, Белоруссии, Израиля, Литвы, Украины, посвятивших свои исследования широкому кругу проблем, связанных с жизнью человека в ее разнообразных проявлениях: это магия жизненного круга, обряды жизненного цикла и обряды перехода, а также такие культурные концепты, как жизнь и смерть, возраст, судьба, счастье и несчастье, здоровье и болезнь, живое и неживое, человеческое и нечеловеческое.

    Максим Горький
  • О евреях
    нажатий:1893
  • | Статья, сборник статей | Неевреи о евреях | Взрослая аудитория
    http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0290.shtml
    Время от времени - и все чаще! - обстоятельства понуждают русского писателя напоминать соотечественникам своим некоторые неоспоримые, азбучные истины. Это очень трудная обязанность - мучительно неловко говорить взрослым и грамотным людям: - Господа! Нужно быть человечными, человечность не только красива, но и полезна для вас. Нужно быть справедливыми, справедливость - основа культуры. Необходимо заботиться об усвоении идей права и гражданской свободы, -полезность усвоения идей этих наглядно доказана высотою культуры западно-европейских стран, например, Англии. Необходимо также развивать в себе нравственную чистоплотность,воспитать чувство брезгливости к проявлениям в человеке начала зоологического; одним из таких проявлений является унижающая человека вражда к людям иных племен. Ненависть к еврею - явление звериное, зоологическое, с ним нужно деятельно бороться в интересах скорейшего роста социальных чувств,социальной культуры. Евреи - люди такие же, как и все, и - как все люди - евреи должны быть свободны. Человек, исполняющий все обязанности гражданина, тем самым заслужил, чтобы за ним были признаны и все права гражданина.

    М. Эпштейн
  • Еврабмол — новая школа (еврейская)?
    нажатий:1891
  • | Статья, сборник статей | Педагогика, методика, еврейская школа | Взрослая аудитория
    http://www.ort.spb.ru/nesh/njs7/epsht7.htm
    Что-то знакомое проскальзывает и в самом названии, и в рассказе о Еврабмоле. Читаешь, и вспоминается не раз уже читанное. Ну, конечно, это «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Республика Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева, а вслед за ними «Бодрая жизнь» С. Т. Шацкого и книги Януша Корчака. Несмотря на огромные различия, в судьбе всех этих авторов есть нечто общее: первая треть XX века, эпоха катаклизмов и исторических катастроф, оставшиеся без призора дети, да и государство, в сущности, одно — Российская империя и ее осколки.

    Арон Гурштейн
  • Литературная критика
    нажатий:1876
  • | Статья, сборник статей | Еврейская культура | Взрослая аудитория
    http://az.lib.ru/g/gurshtejn_a_s/
    Один из первых (О В. Шулятикове) [1929] Наследие Менделе [1929] Заметки о творчестве Д. Бергельсона [1935] Творческий путь поэта Э. Фининберга [1935] Стихи Самуила Галкина [1938]

    А. Злобинская
  • О вреде арбуза.
    нажатий:1873
  • | Статья, сборник статей | Иврит | Взрослая аудитория
    http://www.ort.spb.ru/nesh/njs7/zlobin7.htm
    Российские преподаватели иврита находятся, в методическом плане, в хорошем положении, поскольку всегда могут опереться на мощные разработки российских преподавателей иностранных языков. Эти разработки доступны и применимы, проблема — в большей или меньшей информированности. Меня как преподавателя больше интересует, какие методические приемы можно «выжать» из материала, который дает сам иврит.

    Шмуэль–Яаков Вайнбер
  • Разумно ли не верить в Б-жественность Торы?
    нажатий:1873
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://www.migdal.org.ua/judaism/5000/
    "Так давайте честно ответим себе, верно ли все вышесказанное, есть ли у нас достаточно оснований не считаться с приведенными доводами? Объяснимо ли то, что из всего человечества только еврейский народ обладает перечисленными фактами непостижимой уникальности, не находящей себе равных в истории? Где обоснование этому, где логика? Поэтому и завершить лекцию я бы хотел вопросом: разумно ли не верить в Б-жественность Торы? "

    Рози Эйнхор и Шерри Циммерман
  • Жизнь предлагает вам тест...
    нажатий:1871
  • | Статья, сборник статей | Еврейская семья | Взрослая аудитория
    http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=69
    "Молодой человек познакомился с девушкой. Она ему понравилась, и он назначил ей свидание. Они прекрасно провели время - шутили и смеялись, нашли множество общих тем для разговора. К концу вечера они многое узнали друг о друге.И вот, через три дня он позвонил ей и предложил встретиться опять. Но, вопреки его ожиданиям, она ответила, что ей было с ним интересно, но теперь ей требуется время, чтобы все обдумать. Словом, пока она не готова к тому, чтобы вновь увидеться с ним… "

    О. Ладоpенко
  • Классическая еврейская мистика
    нажатий:1869
  • | Статья, сборник статей | Философия, апологетика. | Взрослая аудитория
    http://tzone.kulichki.com/religion/occult/kabbala.html
    Каббала пpедставляет собою уникальное явление в истоpии мистицизма. В ней сосуществуют мистические, эзотеpические элементы, пеpеплетаются тpадиция свеpхpазумного постижения Абсолюта и тpадиция сакpального, тайного знания. Если под мистикой понимать пpактику и теоpию непосpедственного слияния с Божеством, то лишь немногие каббалисты могут считаться мистиками. По мнению кpупнейшего в XX в. исследователя этого учения Г. Шолема, каббала (особенно в том ее виде, котоpый нашел свое выpажение в "Зогаpе") пpедставляет собой теософию - стpемление pаскpыть тайную жизнь Бога и отношения между божественной жизнью, сотвоpенной Вселенной и человеком. "Каббала может считаться мистицизмом, поскольку она стpемится к постижению Бога и твоpения, чьи внутpенние элементы - свеpх всякого понимания интеллектом. В сущности, эти элементы были получены в каббале чеpез созеpцание и озаpение, котоpые пpедставляются каббалой как пеpедача пеpвоначального Откpовения".*3 Для каббалистов истинная интуиция совпадает с истинной тpадицией; учение, сосpедоточивающееся вокpуг непосpедственного личного контакта с миpом Божественного, понимается как "скpытая мудpость"тpадиции.

  • ХАЗАРИЯ
    нажатий:1863
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://library.by/shpargalka/belarus/006/522.htm
    История хазар и их обращение в иудаизм стали предметом интереса, постоянно растущего по мере того, как совершались новые открытия и публиковались новые труды. В английских и американских публикациях не были предприняты попытки перепроверить и уточнить чтение основного еврейского манускрипта, содержащего сведения относительно хазар, а также сделать его научный перевод на английский язык. Первый из текстов, рассмотренных в этой работе, прежде не публиковался. Открытый в 1962 г среди фрагментов Каирской генизы, хранящихся в библиотеке Кембриджского университета, он является в некотором отношении наиболее ценным средневековым текстом, относящимся к истории хазар. В отличии от других известных средневековых источников, содержащих сведения об этом народе, данный манускрипт является автографом, документом подлинным - а не поздней копией – и явно написанным хазарскими евреями, проживавшими в Киеве в первой половине Х века. Помимо того, что Киевское письмо – древнейший оригинальный текст, содержащий ссылку на это важный город, оно написано на превосходном еврейском языке. Подписано оно евреями, носящими хазарские имена, и содержит приписку на хазарском языке, написанную тюркскими рунами.

  • Царь Давид
    нажатий:1855
  • | Статья, сборник статей | Тора, Танах | Взрослая аудитория
    http://www.jewish.ru/history/israel/2001/04/news3802.php
    С того момента, как в конце одиннадцатого века до новой эры Давида помазали на царство, вся жизнь его была наполнена кипучей деятельностью. Он сражался с врагами, спасался бегством, побеждал, любил, ненавидел, ревновал, восставал, подавлял восстания, страдал от мести...

    Александр Львов
  • Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы»
    нажатий:1849
  • | Статья, сборник статей | Гиюр, тшува | Взрослая аудитория
    http://lvov.judaica.spb.ru/gersub.shtml
    Предметом данной работы являются секты иудействующих, возникшие в России в конце XVIII - начале XIX вв. и существующие по сей день.

  • Личные истории - Обелла Брюнель
    нажатий:1838
  • | Статья, сборник статей | Гиюр, тшува | Взрослая аудитория
    http://www.zionet.co.il/ohel/stories.htm
    Рассказ прозелитки из Финляндии о ее переходе в иудаизм.

  • Из истории литовских евреев
    нажатий:1832
  • | Статья, сборник статей | Еврейские общины | Взрослая аудитория
    http://vilnius.atspace.com/story4.html
    История евреев в Литве начинается в ХIV веке, когда Великий князь Гедиминас пригласил людей «всех наций и вер» прибыть в Литву для строительства его новой столицы, города Вильнюса. Великое княжество Литовское представлялось островком терпимости в море антисемитизма; евреям под покровительством великих князей были предоставлены права, которых у них не было во многих других частях Европы, включая право собственности и свободу вероисповедания. Вильнюс, известный еврейской общине как Вильна, стали называть Литовским Иерусалимом. Среди прочих причин подобного наименования была и следующая – согласно легенде, в одно время в Вильнюсе жили 333 еврея, знавших наизусть весь Талмуд.

    Александр Грищенко
  • К вопросу об истоках антииудейской полемики «Палеи толковой»
    нажатий:1809
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://mamif.org/paleja.htm
    В 2002 г. вторым изданием после 1892 г. вышел памятник древнерусской литературы «Палея Толковая» (или «Палея толковая на иудея») [XI], «великая книга», по определению акад. Д.С. Лихачёва. «Палея» является фундаментальным богословско-научным трактатом, причём собственно русского, а не переводного происхождения, энциклопедией древнерусской книжности, композиционно выстроенной как комментарий к Ветхому Завету. Особое место в «Палее Толковой» занимает антииудейская полемика: это чуть ли не основная причина создания памятника, основной пафос его — обличить «жидовина» с позиций православия. Однако истоки столь яростного обличения не совсем понятны, нет и достоверной датировки памятника. Интерес к точному времени написания «Палеи» проявляли и проявляют не только русисты-медиевисты, но и гебраисты, т.к. общепризнано, что «Палея» является ответом на неизвестное пока мессианское движение среди иудеев Восточной Европы.

    Александра Львов
  • Субботники и евреи
    нажатий:1803
  • | Статья, сборник статей | Гиюр, тшува | Взрослая аудитория
    http://lvov.judaica.spb.ru/subjew.shtml
    предисловие к публикации очерка Моисея Козьмина "Из быта субботников"

    А.В. Комар, О.В. Сухобоков
  • Вооружение и военное дело Хазарского каганата
    нажатий:1798
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://archaeology.kiev.ua/journal/020300/komar_sukhobokov.htm
    Выделившись из состава Западнотюркского каганата еще в начале VII в., Хазарский каганат сумел выстоять в борьбе с Сасанидским Ираном, Арабским халифатом, Византией, кочевыми ордами булгар, мадьяр, печенегов, гузов, кипчаков, но пал в 60-х гг. Х в. под ударами войск киевского князя Святослава, уступив своё место на политической арене молодой и агрессивной Руси1. Территория каганата охватывала огромный степной простор от Днепра до Заволжья, включая Крым, лесостепное Подонье и Подонечье, Северный Кавказ; хазарам подчинялись, уплачивая дань, волжские булгары, буртасы, венендеры, славянские племена северян и вятичей Подонья, анклав радимичей в верховьях Сейма и Псла; летопись также упоминает о дани «полян» (киевлян) хазарам (рис.1). Четкая внутренняя система налогообложения населения, эксплуатация путем данничества подвластных племен, контроль транзитной торговли на западной части Большого шелкового пути и посредническая торговля между странами Запада и Востока (преимущественно рабами и мехами) стали источниками развитой экономики Хазарии, которая обеспечивала военное могущество каганату и делала его основным фактором этнополитической стабильности на юго-востоке Европы с начала VII до середины Х в..

    Александр Кац
  • РУСЬ И ХАЗАРИИ
    нажатий:1781
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://gumilevica.kulichki.net/matter/Article11.htm
    Александр Кац. "Евреи. Христианство. Россия" http://ok.zhitinsky.spb.ru/library/kaz/trakta11.htm -------------------------------------------------------------------------------- 1. РУСЬ И ХАЗАРИИ Пропустим несколько веков истории евреев, как не имеющих отношения к теме второй части нашего исследования: Россия и евреи. Этот раздел следует начать несколько издалека -- с истории не собственно России, а с истории Киевской Руси, граничащей с Хазарским каганатом. Возникновение Киевской Руси совпало во времени с гибелью Хазарии и являлось одной из главных причин ее конца. Этот отрезок истории представляет интерес как первое соприкосновение хазарского государственного иудаизма с тогда еще языческими племенами южных славян. Образование Хазарского каганата относится к середине VII века. Расцвет приходится на VIII -- IX века. Гибель произошла в 965 г. вследствие военного поражения от князя Святослава Игоревича. Хазария являлась самым крупным феодальным образованием в Восточной Европе, просуществовавшим около 300 лет. В период расцвета Хазария владела землями, простирающимися от заволжских степей до устья Дуная, и от Северного Кавказа до северной границы лесостепной зоны России. Что известно об истории канувших в Лету хазар? История любого этноса становится полноценной лишь тогда, когда она освещена глазами собственных вдумчивых и честных летописцев, бесстрастно изложивших свои наблюдения в назидание любознательным потомкам. Примером такой истории является история Рима и Греции. Римляне и греки признаны великими народами постольку, поскольку у них были великие историки, показавшие всем, как надо описывать жизнь своей страны. То, что известно об истории так называемых варварских народов, это, в сущности, ничтожная верхушка айсберга, включающая <<черепки и развалины>>, отрывочные записи посторонних свидетелей случайных и неточных по времени событий в неточном пересказе личностей, живших в последующие эпохи. И хотя эти <<черепки и развалины>> добываются археологами с превеликим трудом, вызывая каждый раз вполне понятные вспышки эмоций, следует с огорчением признать, что история <<неисторических>> народов фрагментарна, полна теней и неясностей. Она оставляет много возможностей для построения произвольных <<теорий>> увлекающимися учеными, по следам которых идут еще более увлекающиеся писатели.

    А.В. Комар
  • Ранние хазары в Северном Причерноморье (постановка проблемы)
    нажатий:1778
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://archaeology.kiev.ua/journal/030500/komar.htm
    Среди раннесередневековых комплексов, оставленных кочевым населением Северного Причерноморья, внимание исследователей чаще всего привлекают находки “перещепинского” круга. Причиной этого является не только богатство инвентаря, а также и дискуссионность основных вопросов интерпретации данных комплексов: от первичной - до хронологии, этнической и культурной принадлежности. После выхода же монографии Й. Вернера1 начали обсуждаться не только персональная принадлежность перещепинской находки вождю уногундуров Кубрату, но даже принадлежность вознесенского комплекса болгарскому хану Аспаруху2.

    Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ
  • ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС КАК РУССКИЙ
    нажатий:1768
  • | Статья, сборник статей | Неевреи о евреях | Взрослая аудитория
    http://www.vehi.net/merezhkovsky/evreis.html
    Немцы говорят: война за мир, за власть над миром — и так и делают. А мы говорим: война за мир, за примирение, освобождение мира — и не делаем того, что говорим. В слове «мир» немцы ставят точку над і. Неужели все наше отличие от них только в том, что мы этой точки над і не ставим? На русском языке «миръ» и «міръ» звучат одинаково», тем более нам нужно не языком, а сердцем отличать себя от наших врагов, сделать так, чтобы народы поняли, за что мы воюем, — за власть над миром или за освобождение мира. Начнем же это делать с евреев.Но пусть не забывают народы угнетенные, что свободу может им дать только свободный русский народ.Пусть не забывают евреи, что вопрос еврейский есть русский вопрос.

    Дебби Маймон
  • Испытания и триумфы
    нажатий:1749
  • | Статья, сборник статей | Гиюр, тшува | Взрослая аудитория
    http://base.ijc.ru/new/site.aspx?STID=245090&SECTIONID=244694&IID=247764
    Родители вернулись к традиционному еврейскому образу жизни — стали баалей тшува. Это — сложный и нередко болезненный процесс, в который вовлечены все члены семьи. Как разрешать возникающие проблемы?

    Иегуда Мендельсон
  • Мой путь к истине
    нажатий:1748
  • | Статья, сборник статей | Гиюр, тшува | Взрослая аудитория
    http://base.ijc.ru/new/site.aspx?STID=245090&SECTIONID=244694&IID=248031
    Долгие годы думаю, как выразить простыми словами, человеческим языком рассказать о нелегком процессе Возвращения к Господу.Видимо, у каждого еврея, оторванного от корней, это свой, личный путь. Много думал, как рассказать, а рассказать обязан. Эта потребность растет из года в год. Видимо, это лучше сделать в эпизодах из жизни.

      предыдущие результаты          ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20