Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  категория: Статья, сборник статей;
  • Идиш в интернете
    нажатий:2388
  • | Статья, сборник статей | Идиш и идишкайт | Взрослая аудитория
    http://klezmer.com.ua/links/index.php?cat=2
    Идиш в интернете: изучение, музыка, литература, газеты и т.д.

  • Кухня Изpаиль
    нажатий:2386
  • | Статья, сборник статей | Еврейская кухня | Взрослая аудитория
    http://archive.travel.ru/israel/people/cuisine/
    Израильская кухня отличается богатством используемых продуктов и разнообразием рецептур, как пришедших из глубины народных традиций, так и позаимствованных у соседних народов. Религиозные нормы иудаизма ("кашрут") запрещают употребление в пищу блюд из свинины и морепродуктов, за исключением некоторых видов рыб (по правилам у водоплавающего должна быть чешуя), а молочные и мясные блюда должны готовиться и подаваться раздельно. Также не разрешено употреблять мясо непарнокопытных и грызунов. Кошерность пищи должна соблюдаться во всех ресторанах и кафе (кошерные рестораны делятся на мясные и молочные), но практически везде есть некошерные заведения, а также многочисленные рестораны китайской, русской, французской и восточной кухни

    Пинхас Полонский
  • Архив статей-комментариев к недельным разделам Торы
    нажатий:2320
  • | Статья, сборник статей | Тора, Танах | Взрослая аудитория
    http://machanaim.org/tanach/in_w.htm
    Статьи Пинхаса Полонского, Арье Бараца, р.Я. Фильбера и др. к недельным главам Торы

    Игорь СЕМЕНОВ
  • О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар
    нажатий:2259
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.stmegi.ru/history/ranniekontakti.html
    Наиболее надежным ориентиром в поисках области, из которой евреи были переселены на Восточный Кавказ, является язык горских евреев. По мнению Всеволода Миллера, еврейско-татский язык сформировался на территории Малой Мидии (современный Иранский Азербайджан); оттуда они были переселены на Восточный Кавказ - при последних персидских царях из династии Сасанидов. По мнению же современных исследователей, И.М.Оранского и А.Л.Грюнберга, в основе еврейско-татского языка лежит среднеперсидское наречие, которое имеет юго-западно-иранское происхождение. Это позволяет говорить о том, что предки горских евреев были переселены на Восточный Кавказ в сасанидскую эпоху - из Вавилонии или из сопредельных с нею областей Ирана

    Альберто Мелло
  • РаШИ и его экзегетический метод
    нажатий:2249
  • | Статья, сборник статей | Тора, Танах | Взрослая аудитория
    http://esxatos.com/mello-rashi-ego-ekzegeticheskiy-metod
    "Никто не получит более определенного представления о еврействе, как читающий Библию через РаШИ. Существует множество методов чтения Библии. Раши создал один из них, который завоевал успех как нормативный для внутреннего иудаизма. Этого более чем достаточно, чтобы говорить о комментариях РаШИ как авторитетнейших."

    Софья Губаева
  • Евреи в Ферганской долине
    нажатий:2246
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.jewishuz.org/RUS/viewpage2.php?id=6&PHPSESSID=42204d29400db7196a41d6e218cf6718
    Краткий очерк истории еврейской общины ферганской долины

  • Что едят на Шавуот:
    нажатий:2238
  • | Статья, сборник статей | Еврейская кухня | Взрослая аудитория
    http://www.evrey.com/sitep/shavuot/index.php3?menu=kuhn.html
    Особенности трапезы в Шавуот Cалат с сыром Салат с сыром и чесноком Торт "Рут" Творожный пирог

    БОРИС ХАНДРОС
  • Чехов и евреи
    нажатий:2230
  • | Статья, сборник статей | Неевреи о евреях | Взрослая аудитория
    http://www.zn.ua/3000/3150/21042/
    Взгляд Чехова широк и мудр: и в жизни, и в творчестве еврей для Чехова - прежде всего человек. Позиция Чехова, его отношение к еврейскому вопросу - прорыв в будущее. Такой же как и устремленное в будущее, вечное как жизнь, творчество великого писателя-гуманиста.

    Александр Тортика
  • Хазароведение в современной иудаике: к постановке проблемы
    нажатий:2193
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Взрослая аудитория
    http://judaica.kiev.ua/old/Conference/conf2004/03-2004.htm
    Очевидно, что проблема создания научной концепции, позволяющей понять и объяснить историю Хазарского каганата, ставится далеко не впервые. Начиная с работ Иоганна Буксторфа младшего и В.В. Григорьева *, можно говорить о формулировке различных гипотез, применимых к этому историческому явлению. К настоящему времени сложился пестрый набор различных точек зрения на хазарскую историю: полярно противоположных и компромиссных, положительно или отрицательно оценивающих роль Хазарского каганата в раннесредневековой истории Восточной Европы, научно обоснованных и эмоциональных. Генеральную линию развития хазароведения, отличающуюся академизмом и научной добросовестностью, определяют, конечно же, работы таких авторов, как М.И. Артамонов [Артамонов, 1962], А.В. Гадло [Гадло, 1979], Б.Н. Заходер [Заходер, 1962], А.П. Новосельцев [Новосельцев, 1990], С.А. Плетнева [Плетнева, 1967; 1976; 1989; 1996; 1999 и т. д.] и т. д. В то же время следует отметить, что, несмотря на уже более чем трехсотлетнюю историю изучения проблемы, количество мнений, оценок и гипотез продолжает постоянно увеличиваться. Их предварительный анализ показывает, что одним из основных дискуссионных моментов в трактовке истории Хазарского каганата является вопрос о принятии иудаизма хазарами, о наличии в каганате еврейского населения и его роли в экономике и политической жизни государства. В зависимости от решения этого вопроса или параллельно с ним рассматриваются проблемы, связанные с изучением социально-политической структуры каганата, его экономики, причин упадка и гибели этого государственного образования. Исходя из этих же моментов, ставится проблема культурного влияния Хазарского каганата на жителей подчиненных и соседних территорий, оценивается характер и последствия контактов населения каганата с другими народами Восточной Европы.

    СВЕТЛАНА ДАНИЛОВА
  • К вопросу о взаимосвязях евреев
    нажатий:2182
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.juhuro.com/pages/012303_1.html
    "Для многих евреев в бывшем СССР открытием стало существование евреев других этнолингвистических групп. Подавляющее большинство еврейского населения страны составляли европейские евреи /ашкеназские евреи/, которые до Второй мировой войны понятия не имели о существовании бухарских и горских евреях. Эвакуация еврейских семей на Кавказ и в Среднюю Азию дали какое-то представление об этих евреях, но тесных связей не было. Это тема отдельного исторического анализа..."

  • ТАТСКО-ЕВРЕЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ; ПРОБЛЕМА АЛФАВИТА
    нажатий:2171
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://gorskie.ru/istoria/tatpismen.htm
    Письменность на татско-еврейском языке, как и у других групп диаспоры, существовала на основе еврейского алфавита. Причем для записи использовался не квадратный шрифт, а курсив, так называемый "шрифт Раши", или, как его называли горские евреи, "багдадское письмо". После революции и вплоть до 1929 г. использовался квадратный еврейский шрифт. В 1929 г. горско-еврейская письменность была переведена на латиницу, а в 1939 г. - на кириллицу...|

    Э.А.Рабаев
  • К ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
    нажатий:2147
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://istok.ru/jews-n-world/Caucasus/Caucasus.shtml
    Данный очерк охватывает небольшой исторический период (I-Х вв.) из жизни еврейского народа, переселившегося на территорию Северного Кавказа. Находясь в изгнании, но соблюдая законы Торы они смогли сохранить свою веру, культуру и традиции. Работа названа "очерком" не случайно, так как мы еще мало имеем фактического материала для последовательного изучения и изложения истории еврейских общин в то далекое время. Не претендуя на подробное повествование исследованных данных, автор постарался ознакомить широкий круг читателей с некоторыми событиями и фактами многовековой истории еврейских общин Северного Кавказа.

    И. Я. ЧЕРНЫЙ
  • Сборник сведений о кавказских горцах (Отрывок)
    нажатий:2138
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.juhuro.com/pages/033.html
    Отрывок из книги путешественника Я. шерного, в котором автор описывает свое знакомство с горскими евреями

    Арье Барац
  • ТЕОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
    нажатий:2118
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://abaratz.com/teol.htm
    Арье Барац о принципах и перспективах иудео-христианского диалога

    И. Семенов
  • ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ ДАГЕСТАНА
    нажатий:2113
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.stmegi.ru/history/evrdag.html
    наше время в Дагестане живут представители двух субэтнических групп еврейского народа - европейские евреи (ашкеназы) и горские евреи. Начало ашкеназской общины Дагестана было положено в XIX веке. В то время европейские евреи жили, главным образом, в западных губерниях Российской империи, выделенных русским правительством в так называемую «черту оседлости». Переселяться за пределы этой черты европейским евреям было запрещено. Но евреям, призванным в армию и отслужившим свой срок в русских военных частях, дислоцированных на Кавказе, разрешалось оседать в этом крае на постоянное жительство. Несколько позднее право на постоянное проживание на Кавказе было дано также и некоторым категориям купцов из «черты оседлости». Таким образом, к концу XIX века сложились сравнительно крупные группы ашкеназского населения в таких городах Дагестанской области, как Темир-Хан-Шура (совр. Буйнакск) и Дербент. Кроме того, довольно значительная группа ашкеназов проживала к этому времени в Кизляре, который тогда не входил в состав Дагестанской области. В советский период в Дагестан постоянно направлялись выходцы из западных областей Советского Союза - врачи, учителя, инженеры, бухгалтеры, среди которых было довольно много европейских евреев.

    Алексей Целиковский
  • Хазарский костюм VII-X вв.
    нажатий:2098
  • | Статья, сборник статей | Хазария | Студенты
    http://www.dom-np.narod.ru/rekon/rhazar.htm
    Находки целых форм одежд, изготовленных из холщовых, шелковых и шерстяных тканей, головных уборов из кожи, тканей и меха и кожаной обуви фиксируются в могильниках Северного Кавказа с VII в. Это время совпадает с оформлением на широкой территории от Каспия до Черного моря могущественного государственного объединения — Хазарского каганата. Однако в советской исторической науке хазарский вопрос долгое время был под идеологическим запретом [Доде, 1996]. На сегодняшний день целый ряд памятников в Дагестане и Центральном Предкавказье археологи связывают с хазарской культурой: Чир-Юртовский комплекс, богатые захоронения в склепах у городища Тарки, Андрей-аульское городище [Магомедов, 1983], Агачкалинский могильник [Смирнов, 1951], Хумаринское городище, где были обнаружены рунические письмена [Биджиев, 1983], поселение Кольцо-гора у г. Кисловодска [Кузнецов, 1992]. В обобщающей монографии С.А.Плетневой приведены памятники хазарского круга на Дону, в Крыму, степном Приднепровье, степях Поволжья и Прикаспия, а также в предгорьях и равнинах Северного Кавказа — землях, составлявших в VII-IX вв. владения каганата [Плетнева, 1999].

    Cтефан Цвейг
  • Мир вчерашнего
    нажатий:2090
  • | Статья, сборник статей | Современный Израиль, сионизм, исход советских евреев. | Взрослая аудитория
    http://magazines.russ.ru/slovo/2012/74/c16.html
    В 2012 году исполняется 70 лет со дня кончины Стефана Цвейга и 115 лет со времени проведения Первого Сионистского конгресса, созванного Теодором Герцлем. Публикуем отрывок из книги воспоминаний Стефана Цвейга “Мир вчерашнего”, посвященный Теодору Герцлю

    Евгений Беркович
  • Можно ли христианину мыться в бане с евреем?
    нажатий:2073
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/shoa/ieshua/ieshua008.htm
    "Антисемитизм древнее христианства. Антисемитизм присутствует в таких странах, где нет или почти нет христиан. Поэтому было бы неверно считать христианство единственным источником ненависти к евреям, а Евангелие - прямой причиной Освенцима. Как пишет Яков Кротов в своей полемической статье "В защиту антисемитов", "если антисемитизм паразитировал на Евангелии, то это заслуга антисемитов, а не христиан" . С этой фразой можно было бы полностью согласиться, если бы антисемиты никогда не были христианами. К сожалению, это не так. Верно, что антисемит может быть и антихристианином, верно и то, что в Освенциме и в ГУЛАГе христиане уничтожали не только евреев, но и христиан. Евангелие не может быть единственным источником антисемитизма, но не видеть мощный антиеврейский заряд в Новом Завете и многовековой церковной практике - значит сознательно грешить перед истиной. Адольф Гитлер неоднократно заявлял, что он действует в соответствии с волей всемогущего Творца: "защищая себя от еврея, я отстаиваю слово Господне" (9). Говоря о преследовании евреев, фюрер подчеркивал: "Я не делаю против евреев ничего такого, чего бы ни делала против них церковь за 1500 лет" .

    Валерий ДЫМШИЦ
  • ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОРСКИХ И АШКЕНАЗСКИХ ЕВРЕЕВ
    нажатий:2068
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://gorskie.ru/istoria/goriashken.htm
    До присоединения Кавказа к России основными контактами горских евреев были контакты с другими еврейскими общинами Востока. Источником влияния и авторитета для них служили общины и раввины Ирана, Ирака и Эрец Исраэль. Еще в начале XIX в. раввины Дербента ездили учиться в Багдад.После присоединения Кавказа к России стало усиливаться влияние ашкеназского еврейства на горских евреев. Нельзя сказать, что взаимоотношения русских и горских евреев были с самого начала достаточно тесным и бесконфликтным: мешал языковый барьер, различия в богослужебной практике, несовпадение образа жизни и т. д. Местный еврей не всегда мог отличить еврея-ашкеназа от русского, для европейского еврея местный еврей терялся в толпе «невежественных азиатцев». Известно, что европейские евреи, насмехаясь над необразованностью горских евреев, называли их «быками». Горские евреи платили ашкеназам той же монетой: считали их вольнодумцами, не поддерживали деятельность Общества распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ). Европейские евреи иногда отказывались признавать шхиту горских шойхетов и наоборот...

    Светлана Бломберг
  • Датская легенда
    нажатий:2068
  • | Статья, сборник статей | Антисемитизм, Катастрофа | Взрослая аудитория
    http://lookstein.israeldesign.org/getfile.php/sv_blomberg/legenda.php
    Статья журналистки Светланы Бломберг, рассматривающая один из наиболее ярких эпизодов в истории Холокауста

  • История Горских Евреев
    нажатий:2064
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://www.juhuro.com/pages/history/history.htm
    История горских евреев, с древнейших времен до наших дней. Краткий обзор.

    Светлана Бломберг
  • Миф и реальность о еврейской покорности в годы Катастрофы
    нажатий:2062
  • | Статья, сборник статей | Антисемитизм, Катастрофа | Взрослая аудитория
    http://lookstein.israeldesign.org/getfile.php/sv_blomberg/mif.php
    Статья журналистки Светланы Бломберг, рассматривающая различные аспекты проблемы еврейского Сопротивления в годы 2 мировой войны

    Б. Бернштейн
  • Еврабмол
    нажатий:2050
  • | Статья, сборник статей | Педагогика, методика, еврейская школа | Взрослая аудитория
    http://www.ort.spb.ru/nesh/njs7/bernst7.htm
    Слово «Еврабмол» я помню столько же, сколько я помню себя. Оно принадлежало к тому набору первых слов, которые определяют и организуют мир ребенка, а потому они — больше чем слова, это экзистенциально данные сущности, абсолютные категории — свет, мама, тетя Фаня, отец, окно, звуки фортепиано, молоко, кабаковая каша, двор, акация. Еврабмол и еврабмольское было для меня исходной субстанцией, не имевшей начала и не подверженной изменениям. Ею все было пронизано. Она не имела ограничений ни во времени, ни в пространстве, то есть не принадлежала к конечным вещам. Вот тут, первая парадная лестница справа от ворот, на втором и третьем этаже — общежитие, где живут еврабмольцы и еврабмолки. Сколько их — такой вопрос не приходил мне в голову, их — неопределенное множество. Они приходят сюда и отсюда уходят в Еврабмол, который, следовательно, продолжается куда-то вовне чувственно воспринимаемой ойкумены

  • Иврит. Рецензии на учебники и учебные пособия по ивриту
    нажатий:2050
  • | Статья, сборник статей | Иврит | Взрослая аудитория
    http://shperk.ru/vlc/modules/wfsection/article.php?page=1&articleid=309
    Ниже мы приводим рецензии учебников и учебных пособий по ивриту, подготовленные группой экспертов по преподаванию языка по просьбе НПРО «Новая еврейская Школа». Рецензируются как перечисленные в анкете учебники, так и ряд других учебных материалов. Согласование экспертных оценок с приведенными в предыдущем разделе данными о распределении и частотности применения учебников по классам легло в основу выдвинутых рекомендаций по разработке программ. Мы приводим в отчете мнения двух независимых рецензентов – одного израильского и одного российского, пожелавших остаться анонимными. В случае, когда ими оценивался один и тот же учебник, материалы, предоставленные российским экспертом, даны под вертикальной чертой.

    Магомед-Расул Ибрагимов
  • К истории расселения горских евреев в Дагестане в XIII-XIX вв
    нажатий:2024
  • | Статья, сборник статей | Горские и бухарские евреи | Взрослая аудитория
    http://gorskie.ru/istoria/ist-razv.htm
    Вопросы расселения горских евреев в Дагестане в ХШ-Х1Х вв. остаются до настоящего времени дискуссионными. Письменные источники о времени появления еврейской общины на Восточном Кавказе, в частности в Дагестане, весьма скудны: это в основном записки путешественников. Принято считать, что самые ранние сведения о горских евреях на Восточном Кавказе имеются в так называемом "Кембриджском Анониме" ("Список Шехтера"), датируемом X ^.{Артамонов, 2001.С.362 и ел.). По предположению И. Семенова еще в VI в., во времена сасанидского правителя Хосрова I Ануширвана (531 -579 гг.), предки горских евреев вместе с предками кавказских татов в качестве иранских колонистов были переселены на Восточный Кавказ: в Северный Азербайджан и Южный Дагестан для обслуживания и охраны иранских крепостей {Семенов, 1997.С.13)...

      предыдущие результаты        ...   следующие результаты  






        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20